Тайны географических названий.
Три дня шел бой…
Это была жестокая битва. Воины рубили головы налево и направо, поле боя было покрыто телами погибших.
Вдруг разразилась большая гроза. Раскаты грома, молнии, ливневый дождь. День превратился в ночь. А когда буря стихла, то все увидели, что река стала красной. В лучах заходящего солнца багрово-красная вода бурлила, пенилась и навевала ужас.
Оба вождя восприняли это явление, как гнев богов. И было решено прекратить сражение. Погибших воинов надо было предать земле.
В битве погибло много воинов с обеих сторон, трудно было понять, где свои погибшие воины, где чужие.
Тогда один из военачальников предложил отрубить всем погибшим воинам головы и сложить в одну курган. А каждый полководец должен из этой кучи взять столько голов, сколько в его войске не хватает воинов до ратного числа.
Что или кто явились причиной этой битвы?
Там, где любовь приливается кровь!
Кто только не глянет на красавицу-княжну, тот сразу влюбляется. А сердце княжны было холодным, как лед. И вожди адыгских племен сражались за право жениться на гордой красавице, таково было ее условие.
Где проходили эти печальные события?
В долине горной реки Белая - одной из главных рек Адыгеи.
В связи с таким исходом битвы река получила название «Шъхьагоще» – то есть «дележ голов».
Позже гидроним переименовали в «Шъхьагуащэ», что уже означало «голова княжны». На картах в конце XIX века в военных сводках по-русски Сагваша.
Вариант «Сагваша» – «Шъыхьэгуащэ» переводится как «Богиня оленей». Современное русское название – Белая.
Данные события, как пишет Ловпае Н.Г., подтверждаются в адыгском фольклоре. В старинной абадзехской песне «Шхагоще» поется о битве которая произошла в верховьях реки Шхагуаше между двумя адыгскими племенами.
Эта легенда не придумана мной, это реальные события, о которых рассказывает в своей статье Н.Г.Ловпаче «О чем поведал Курджипский курган» (Н.Г. Ловпаче, А.Д. Панеш, Б.П. Чич/История Адыгеи с древнейших времен до конца XV века/ Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Майкоп, 2002 г.).
Археолог пишет, что иллюстрацией к этой битве явилось изображение на золотом колпачке Курджипского кургана, раскопанного преподавателем Екатеринодарской гимназии В.М.Сысоевым в 1896 году.
Колпачок небольшой, всего 5 – 6 см высотой. На нем отчеканены 4 воина с копьями и мечами, они держат в руках отрубленные головы.
Все воины одеты в одинаковые костюмы, отличающиеся некоторыми элементами. Они одной рукой держатся за копья, что означает перемирие. Два воина держат головы с разными лицами. Хотя люди изображены примитивно, но очень выразительно.
Самое интересное - это пуантильная надпись на костюмах воинов. На первый взгляд, это просто узор, но это текст арамейского письма в сочетании с хетскими иероглифами.
Когда проходила данная битва?
Археолог Л.К. Галанина – автор книги «Курджипский курган», в которм был найден данный артефакт, определяет время, когда был насыпан курган последней четвертью IV века до нашей эры, то есть приблизительно 2320 лет тому назад.
В Курджипском кургане были исследованы два погребения элиты IV века до нашей эры.
Хотя эта "гора" была сильно разграблена чернокопателями, были найдены интересные находки, которые пролили свет на многие страницы истории этих мест.
Из этой же надписи на колпачке следует, что река, в долине которой была битва, называлась Псатий.
Псатий, Псат – такое название реки встречается и в сведениях античных историков. Этот гидроним можно перевести как «Львиная река». Вероятно, львиная не потому, что львы водились в лесах, а из-за своего горного непредсказуемого нрава.
Таким образом. Проследим изменение географического названия одной из главных рек Адыгеи во времени.
Псатий - «львиная река», Шхагоще -«дележ голов», Шхагуаше - «голова княжны», Белая.
Текут дни, годы, столетия. Проливается кровь, расцветает любовь, рождаются и умирают люди...
А река бежит, моет камни, и только она свидетель тех далеких времен, тех кровавых событий.
географические названия Адыгеи
Подписывайтесь на мой канал "За горизонтом", читайте, ставьте лайки и путешествуйте вместе со мной.