История эта произошла перед второй мировой войной.
Летом в колхозах мальчишки помогали на сенокосах, пастбищах, бахчах и пасеках. Отец тогда был мальчишкой и сам попросился помогать табунщику. Табунщиком был седоусый дядька Иван, а мой отец и два других подростка-помощника приходились ему, как он шутил, троюродными племянниками. С восходом солнца начиналась работа на конюшне, кормёжка, чистка и мытье лошадей. После заката ребята коней треножили и до полуночи слушали у костра байки старого табунщика. Он набивал самосадом трубку и рассказывал про лошадиные повадки, смешные истории, случавшиеся с конюшенными, и всё это дед пересыпал случаями, которые сегодня называют мистическими. Подростки слушали, раскрыв рот.
К середине лета в табуне ожидалось прибавление – несколько кобыл были жерёбыми и к ним было особое внимание. Поэтому юные помощники заметили, что у двух кобыл по утру гривы были спутаны в «косички», да и не только у них. Дядька Иван, хоть и требовал расплетать гривы и хвосты, но качал головой и утверждал, что занятие это бесполезное… И всё потому, что за лошадьми взялся присматривать хозяин конюшни.
Мальчишки смеялись: «Ага, домовой. И имя у него есть?». Дядька Иван уточнил: «Не домовой, а конюшенный – это на ранг выше маленьких лохматых овинников и банников. Роста он человеческого, хотя и не очень большого. Уши у него острые, похожие на лошадиные…и говорят, что на ногах копыта. Правда, близко я его не видел и про копыта утверждать не берусь. А имя у хозяина лошадей есть – Вазила».
Через какое-то время начались ночные грозы и посиделки у костра прекратились. А лошади ночевали под крышей. У жеребых кобыл появилось молозиво, и они стали сторонится коней и даже фыркали на людей.
В ту ночь гром гремел где-то вдалеке и сквозь тучи было видно полную луну. В доме было тепло – мальчишки поели картошки и забрались на печку – под рассказы табунщика они и заснули.
Среди ночи раздался стук…не в дверь, а именно, за дверью. Табунщик зажег керосиновую лампу и приложил палец к губам – тс-с. Стук стих, но через какое-то время повторился. «Будем ждать третьего зова», - уточнил старик. После третьего стука, все отчетливо услышали громкое: «Вставайте!» Дядька Иван первым выскочил на крыльцо. В сторону конюшни удалялся свет фонаря, который кто-то нес в поднятой руке, но саму фигуру нельзя было разглядеть. Мальчишкам стало страшно, но нужно было бежать на конюшню. Фонари в руки и вперед.
На конюшне было неспокойно: кони ржали, били копытами… Одна из тех кобыл, у которой должен был вот-вот появиться жеребенок, лежала спиной в «ночёвке» - выдолбленном из бревна корыте… как она могла туда завалиться было не понятно. Но сама бы она оттуда не выбралась. Совместными усилиями люди раскачали «ночёвку» и наклонили её. Кобыла выбралась. Три раза махнув фонарем, табунщик громко произнес: спасибо, Хозяин! Мальчишки успокоили лошадей. А утром дядька Иван показал своим помощникам тонконогого серого жеребенка и его уставшую мать.
История для сельских жителей обычная, потому что невидимые силы природы всегда помогают им по хозяйству. А рассказана она была для того, чтобы мы не забывали о них да и к фольклору относились бережно.
Текст проверен на уникальность https://text.ru/
#мистические истории #рассказ из жизни #cccp #журнал "затейница"