Найти тему
PhotoWebExpo

Владимир Песня. Спортивная фотография: жизнь в движении. Часть 2

Почему я люблю снимать спорт? В первую очередь за сильные драматические сюжеты и непредсказуемость их развития. Во-вторую – за неподдельные эмоции, от максимально открытых до глубоко внутренних. И наконец, это эстетика красивого тела, имеющая сильный сексуальный подтекст. 

Съёмка спорта – это прежде всего съёмка движения. Она сложна противоречием между сутью движения и сутью фотографии – неподвижного изображения. Фотография не должна выглядеть стоп-кадром с экрана телевизора. И для этого по большому счёту есть два пути. Первый: снимать на минимальных выдержках, получая чёткие контуры, но создавать эффект перемещения с помощью композиции снимка, линий, объектов, их пересечений, перспективы и так далее. Второй путь, наоборот, предполагает снимать на длинных выдержках, получая размытые изображения со следами движения, создавая иллюзию более быстрого перемещения объекта.

Владимир Песня @ 2013. Гдыня. Фрагмент матча 1/4 финала чемпионата Европы по волейболу среди мужчин между сборными Германии и Болгарии. 
Nikon D4, объектив 500/4
Владимир Песня @ 2013. Гдыня. Фрагмент матча 1/4 финала чемпионата Европы по волейболу среди мужчин между сборными Германии и Болгарии.  Nikon D4, объектив 500/4
Владимир Песня @ 2016. Лион. Гарет Бейл и Ренату Санчиш в борьбе за мяч в полуфинальном матче чемпионата Европы по футболу между сборными Уэльса и Португалии.
Nikon D5, объектив 70-200/2.8
Владимир Песня @ 2016. Лион. Гарет Бейл и Ренату Санчиш в борьбе за мяч в полуфинальном матче чемпионата Европы по футболу между сборными Уэльса и Португалии. Nikon D5, объектив 70-200/2.8

Важно понимать саму природу движения в том или ином виде спорта. Это нужно для того, чтобы представлять, где и в каком положении окажется объект съёмки до того, как мы нажмём на спусковую кнопку камеры.

Великий француз Анри Картье-Брессон ввёл в фотографию понятие решающего момента. В спортивной фотографии это можно понимать, как правильную фазу движения, которая максимально раскрывает суть того или иного спортивного элемента, будь то бросок в борьбе, вращение фигуриста или прыжок гимнастки.

Владимир Песня @ 2013. Киев. Китаянка Дэн Сэньюэ выступает с булавами на чемпионате мира по художественной гимнастике.
Nikon D4, объектив 300/2.8
Владимир Песня @ 2013. Киев. Китаянка Дэн Сэньюэ выступает с булавами на чемпионате мира по художественной гимнастике. Nikon D4, объектив 300/2.8

В идеальной фазе нет места случайным, промежуточным движениям. Положение тел, направление взглядов – всё работает на этот результат. Понимание идеальной фазы приходит с опытом. Полезно сравнивать снимки похожих моментов у разных фотографов. Очень помогает телепросмотр соревнований по интересующему виду спорта. Нужно только не отвлекаться на «боление»,  а сосредоточиться на деталях происходящего.

Владимир Песня @ 2012. Москва. Нелли Зиганшина и Александр Гажи (Германия) выступают с показательным номером на этапе Гран-при по фигурному катанию.
Nikon D3s, объектив 600/4
Владимир Песня @ 2012. Москва. Нелли Зиганшина и Александр Гажи (Германия) выступают с показательным номером на этапе Гран-при по фигурному катанию. Nikon D3s, объектив 600/4

Важной проблемой спортивной съёмки является уровень доступа фотографа. Конечно, всем хочется снимать на крупнейших соревнованиях сильнейших спортсменов. Но стадионы имеют конечные размеры, ещё меньше там места для фотографов, всех желающих фотозоны не вместят. Чем выше уровень соревнований, тем жестче отбор со стороны организаторов. И тем меньше возможности отдельно взятого фотографа. Поэтому, если хотите максимальной свободы, выбирайте соревнования любительские.

Владимир Песня @ 2015. Ветлуга. Игрок юношеской команды ХК «Ветлуга» на скамейке запасных во время матча между командами города Ветлуга и посёлка Шаранга.
Nikon D4, объектив 24-70/2.8
Владимир Песня @ 2015. Ветлуга. Игрок юношеской команды ХК «Ветлуга» на скамейке запасных во время матча между командами города Ветлуга и посёлка Шаранга. Nikon D4, объектив 24-70/2.8

Подобный портрет хоккеиста практически невозможно снять на «большом» хоккее, вы не попадёте на скамейку запасных.

Выбор оптики диктуется точкой съёмки (которая не всегда зависит от фотографа) и желаемым сюжетом. Не все ситуации возможно снять аппаратами, находящимися у вас в руках. Поэтому спортивные фотографы широко используют камеры на дистанционном управлении, находящиеся в ключевых точках стадиона, куда самому фотографу нет доступа: под потолком баскетбольной площадки, за футбольными воротами, у края лыжни, под водой в бассейне.

Владимир Песня @ 2019. Москва. Дэвид Маршалл пропускает гол в отборочном матче чемпионата Европы по футболу между сборными России и Шотландии. 
Nikon D4, объектив 16-35/4, дистанционная камера за воротами, управляемая по проводу
Владимир Песня @ 2019. Москва. Дэвид Маршалл пропускает гол в отборочном матче чемпионата Европы по футболу между сборными России и Шотландии.  Nikon D4, объектив 16-35/4, дистанционная камера за воротами, управляемая по проводу
Владимир Песня @ 2019. Москва. Майкл Охо (слева) и Джоэл Боломбой в матче баскетбольной Евролиги между ПБК ЦСКА (Россия) и БК «Црвена Звезда» (Сербия).
Nikon D5, объектив 300/2.8, дистанционная камера на потолке над кольцом, управляемая по радио
Владимир Песня @ 2019. Москва. Майкл Охо (слева) и Джоэл Боломбой в матче баскетбольной Евролиги между ПБК ЦСКА (Россия) и БК «Црвена Звезда» (Сербия). Nikon D5, объектив 300/2.8, дистанционная камера на потолке над кольцом, управляемая по радио

Не пропускайте новые уроки по фотографии, подписывайтесь на ленту Zen.PhotoWebExpo