Найти тему
11 ЭКЮ

Гардарики, Велесова книга и прочее. Почему люди верят в альтернативную историю?

Сегодня у нас 500-й выпуск и снова премьера. Впервые мы говорим с Лицаревым Михаилом Юрьевичем, к.и.н, доцентом кафедры истории и политических наук Вятского государственного университета, директор АНО "Кировский региональный центр исследований и экспертиз ВятГУ"

Лицарев М.Ю. собственной персоной (фото с его личной страницы в соцсетях).
Лицарев М.Ю. собственной персоной (фото с его личной страницы в соцсетях).

- Часто можно слышать утверждение, что Руси много тысяч лет, что это была «страна городов», ведь звали ж эти земли Гардарикой. Есть ли хоть какие-то утверждения о высокоразвитой цивилизации в древние времена на той территории, что Русью назовется?

- Давайте подходить к этому вопросу с точки зрения науки. Для суждений о такой «высокоразвитой» цивилизации находок археологических или источниковых нет. Ну да и откуда им взяться, если территория Восточной Европы была за пределами Античного мира? Именно эллины становятся первыми отцами истории, хронистами, путешественниками и сказателями-публицистами. За ними последовали и ближневосточные (если данное понятие может быть применимо к тому времени). Тем не менее, сведения об отдалённых, «варварских» уголках поступают из банального «а я тут на днях слышал…!». Безусловно, это в целом грубое объяснение, которое всё же будет понятно широкому кругу читателей.

Древнерусские язычники
Древнерусские язычники

- В чем причина распространения подобного рода "знаний"?

- Проблема существует и в так называемых «белых пятнах» истории. То есть мы не знаем достоверно, что же было в определённый отрезок времени. И к этому всему подключается уникальная черта человека - фантазия. Он начинает создавать мифологемы, искать ответ исключительно ДЛЯ СЕБЯ, а как его находит, то несёт данные утверждения в массы. Информационные возможности позволяют это сделать, а чтобы найти первопричину такого - «ищи-свищи», как говорится. Источника при этом мы можем (вероятнее всего) и не найти. Время сейчас удивительное, честное слово. Вот встретишь знакомого, разговоритесь, а он тебе: «Ну а чем занимаешься?». Ты ему отвечаешь, что профессиональный историк, статьи там всякие пишешь, книги, конференции и прочее, а он тебе в ответ – «О! Так я тоже историк! Книжульки читаю, интересуюсь очень». Очень правильно пишет Том Николс в своей книге «Смерть экспертизы. Как интернет убивает научные знания». Им отмечается, что слова бьюти-блогера или какого-нибудь студента-культуролога с 2 млн. подписчиков будут звучать куда более весомо и авторитетно, нежели статья на эту же условную тему и профессионального учёного-исследователя. Соединяя вышеупомянутые «пункты», мы на выходе и получаем гардарики, тартарии и НЛО, что построили пирамиды.
Кстати, да – буквально недавно наткнулся на информацию о том, что мужчина реконструировал быт и культовые постройки своими руками, инструментами по образцу прошлого и при помощи таких же технологий. У него всё получалось, но он человек, а не инопланетянин.

- Можем ли мы определить откуда «ноги растут» у адептов веры в «запрещенную историю»

- К словам, которые были написаны выше добавлю, что отсутствие образования и несогласие с официальной позицией науки и создаёт такие деструктивные явления. Ну вот пример: я считаю, что социально-политические аспекты 60-80-хх гг. ХХ в. можно рассматривать сквозь призму аспектов футбольного хулиганизма. Моя точка зрения, которую я попутно объясняю людям, находит как сторонников, так и противников даже несмотря на то, что с научной точки зрения я могу подкрепить свои слова. В так называемой «запрещённой истории» всё примерно также, только без образования, логики и адекватных источников (если они вообще есть). Вот это вот всё - сублимация конспирологии, альтернативной истории, дилетантизма и банального незнания источниковедения, историографии, археологии, этнологии и этнографии, а вдогонку и исторической географии. Большая обойма, правда? А это всё вспомогательные исторические дисциплины, которые и являются частью исторического образования. «Человеки»-альтернативщики и слыхом об этом не слыхивали: они никогда не работали в архивах, не выстраивали структуру научных работ и не собирали доказательную базу. Необходимо сказать, что большая часть «источников» и «доказательств» альтернативщиков - это уже давно разобранные и опровергнутые работы и издания. Мифотворчеством, конечно же, занимались многие и до нас, и будут заниматься после. Но вот фальсификация, подтасовка фактов, дилетантизм – это интеллектуальное преступление, оказывающее деструктивное влияние на знания и будущие поколения наших детей.

-3

- Особым образом следует обозначить тех, кто считает себя «тем самым» язычником, который верит в «правильных, наших исконных русских богов». Как давно это вообще началось? И когда всё же появилась знаменитая и многими любимая "Велесова книга"?

- Появление в СССР/России «Велесовой книги» напрямую связано с появлением в нашей стране и неоязычников. Саму книгу написал Миролюбов и в 1953 г. она увидела свет в Сан-Франциско. Лично у меня уже вызывает вопрос появление такого рода работы в годы Холодной войны, да ещё и в США, но не об этом речь. Почти сразу же она была признана подделкой и фальсификацией, но глас экспертов с учёными не был услышан: уже в начале 60-х гг. появляются различные «общества ценителей славянской культуры», где в действительности жгли костры, плясали и танцевали под Луной; вышивали себе одежду со «славянской свастикой» и плели венки. Уже в 70-е годы некто Скурлатов пытался насадить неоязычество на некоторые идеи неонацизма, но его вовремя остановили. Уже в начале 90-х мы видим РНЕ со всякими «славянскими свастиками» и прочим, а к концу десятилетия и национал-социалисты берут всё это себе на вооружение. Вообще, я сторонник считать именно неоязычество неким базисом современного неонацизма и неофашизма, что безусловно произошло благодаря «Власо книге».
Откройте добротное, цельное исследование по славянам и посмотрите, что там будет в главе «религия» - ёк макарёк там будет, ничего обширного и фундаментального. Лишь то, что многие славянские боги являлись заимствованиями, а своих-то было по пальцам одной руки. Славяне жили в условиях дуализма, что необходимо понимать. Вообще известно (и вполне понятно), что язычество у славян было, так как это также этап развития общества, культуры, политики и экономики в том числе. Но если в Скандинавии мы встречаем кучу рунных и памятных камней, то в Восточной Европе такого почти нет, а археологических памятников не так много. Неоязычество же – это бутафория, попытка выдать желаемое за действительное. К сожалению, такого рода пагубная мысль укоренилась в умах многих людей. При отсутствии внятной политики государства в отношении фальсификаторов, при закрытом и как-бы «элитарном» научном сообществе сдвигов в таких направлениях не будет.

Примерно так всё и было. Где-то под Сызранью во времена Ивана Грозного или Александра Македонского.
Примерно так всё и было. Где-то под Сызранью во времена Ивана Грозного или Александра Македонского.

- Где вообще людям искать информацию о Дорюриковской Руси?

- С этим также не всё просто. Не зря ведь данный период называют «тёмными веками русской истории». Тем не менее, могу с уверенностью назвать двух действительно сильных, умных историков-«русистов» нашего времени– это Виктор Владимирович Пузанов и Вадим Викторович Долгов. Остальное – базисные вещи и знания, как «Повесть временных лет» и другие летописные источники.

- Нам особо приятно услышать имя Вадима Долгова, с которым мы недавно говорили о том, как жили люди на Руси 1000 лет назад. Спасибо Вам большое за интервью!

Ну а тем, кто хочет ближе познакомиться с Михаилом Лицаревым, подписывайтесь на его канал на Яндекс.Дзене.