Давным-давно, когда динозавры я ещё был молоденьким вьюношей, была у меня тётушка (облака ей пухом!). И была она уже тогда немолода и болела астмой. А чертовски любящий её муж имел проблемы с сердцем. "Эхо войны" в виде кусочка крупповской стали вблизи сердца, порою мешало и стремилось завершить траекторию. Да и работа нервная, ответственная, важная. К тому же, жили они в городе большом и "центровом", но шибко индустриальном и для здоровья не полезном. Тётя-то домохозяйкой была - квартиру содержала в порядке, детей растила-воспитывала и мужа своего драгоценнейшего холила и берегла по причине его старшего возраста и большой занятости. Так что, тёте было всё равно, где жить, а вот мужу её - отнюдь. Ему нужен был крупный админцентр, чтобы масштаб соответствовал. В мелком городе ему работы не было. Так бывает. Большая рыба в тазике не живёт.
Но вот ведь какая пакость: совсем худо стало тёте в индустриальной атмосфере. Настолько худо, что врачи и в двух годах её жизни уверены не были. Рекомендовали ЮБКрыма и прочие Пицунды-Геленджики. Горно-морской микроклимат, будьте любезны... А дяде работать где?! И кем? Ребус-загадка...
Но мой дядя был человеком честных правил и волевых решений. Он решил, что жена значительно важнее работы, карьеры и прочих шенкелей и стимулов иерархического общества. Поменял он их квартиру на маленький домик с крохотным двориком в провинциально-курортной Алуште, на самом отшибе её, называвшемся ранее Профессорским уголком, а при коммунистической власти - тоже уголком, но Рабочим.
А с работы он вообще уволился, хотя ему и предлагали крохотную, но всё же должность даже и в Алуште. Собственно, пенсия у него уже была и вполне нормальная. Работал он не ради денег, а потому, что жил он так и иначе - не представлял. Но - жена болеет... Нельзя так. Надо же действовать. Такой человек... Такое поколение, победители, "железные ватники", не нынешние, да уж...
Хорошо иметь родственников в курортной местности! Можно приезжать. А в те далёкие советские времена приехать к родственникам и жить у них хоть неделю, хоть месяц было самым обыкновенным делом. И к нам приезжали родичи с Дальнего востока, Хабаровска, Питера, Львова и прочих мест необъятной Родины моей. Тесно, шумно, суетливо... Но - хорошо. А потом, мы к ним... "чтоб знали". :))
Так что, к тётушке с дядей я пару раз за десяток лет приезжал. И видел как изменился дядя, в корне изменился.
Поначалу-то, у моих родителей и других родственников были опасения, что вскоре умрёт он без работы. Так часто бывало у состоявшихся людей: пока работает, пока искрит-крутится - года идут мимо. Если только не инфаркт или расстрел. А как сел на пенсионерский диван, так три-пять лет и всё, "спи спокойно, дорогой товарищ!", награда посмертно, венок от профкома, соболезнования семье и близким.
А дядя - нет. Он как бы заново начал жить, другую жизнь. И в той другой жизни было всё, что надо мужчине: любимая жена, которую можно было выгуливать по набережной и - со временем - даже по холмистым тропинкам. А вечерами - сидеть с нею на верандочке, вместе слушать цикад и шум моря, смотреть на закат, море, звёзды. И - называть друг друга по имени(с).
И был дом. Небольшой, как раз по силам немолодому уже мужчине. Чтобы что-то приделывать, подкрашивать, улучшать.
И было море, в котором можно было и плавать, и ловить рыбу, и наполняться мечтами.
То ли климат полезный, то ли образ жизни, но тётя передумала хворать и даже помолодела в свои 60+. И через пару лет (к концу отмеренного врачами срока) стала дерзать взбираться по крутым дорожкам и ступенькам, в изобилии имевшимся в округе. Собственно, дядя тоже отнюдь не отставал, игнорируя документальную формальность своего 70+ возраста. И говорил частенько:
- Я и не подозревал, как здорово быть пенсионером! И эта новая жизнь - совсем другая, вкусная. Раньше я не то что дней, - месяцев не различал в их мелькании. А теперь, каждый день - как целое кино. Тут месяц - как жизнь.
И жили они долго и счастливо. И умерли через месяц друг от друга. Сначала, всё же, тётя, а вскоре - завершив в ажур дела - и дядя. Не смог без неё, не захотел...
Счастливые люди!