Найти тему

«Выбор» Эдит Евы Эгер

Эдит Ева Эгер сегодня — известный психолог, которая специализируется на помощи людям с сильными психологическими травмами: морским котикам, ветеранам войн. Помогать людям ей "помогает" ее опыт — в 16 лет Эдит вместе с семьей попала в Аушвиц, но смогла выбраться оттуда живой.

Книга "Выбор" о самом очевидном, но также самом сложном: важна не ситуация, а наше отношение к ней. Ты выбираешь, как смотреть на свою жизнь и на то, что в ней происходит. Когда Эдит стояла вместе с матерью и сестрой в очереди на первую селекцию в Аушвице, мать сказала ей самое главное: "никто не отнимет то, что у тебя в голове". И это определило все годы заточения в концлагерях. Позже доктор Менгеле скажет матери Эдит идти налево — в газовую камеру. Когда их разлучают, они еще не знают, что это последний контакт.

Одно из самых сильных воспоминаний в книге — танец в лагерном бараке перед доктором Менгеле. Это очередная селекция, когда Менгеле приходит в женский барак собирать свой "оркестр" (у него было хобби — собирать самых талантливых заключенных для своего развлечения). Соседки сдают Эдит Менгеле, рассказывая, что она балерина. Менгеле заставляет Эдит танцевать. Голодную, в холодном бараке концлагеря. И тогда она делает первый выбор — в танце под "Голубой Дунай" она в в разы свободнее, чем смотрящий на нее Менгеле.

Далее в книге Эдит рассказывает о годах в лагерях, не вдаваясь в подробности. Дым из труд газовых камер, холод, изнуряющий труд, голод, издевательства и постоянная смерть — всегда рядом, но в книге их почти нет. Автор не концентрируется на ощущениях от Аушвица, скорее хладнокровно выкладывает таймлайн.

После освобождения начинается другая жизнь. Жизнь, в которой нужно осмыслить травму, научиться с ней существовать и успеть попробовать пожить. Эдит вместе с мужем и дочерью эмигрирует в Америку, где терпит антисемитизм. Большими усилиями она получает высшее образование, затем степень и становится психотерапевтом.В книге переплетены истории ее пациентов, ее собственная жизнь, в том числе возвращение в Аушвиц. 

Терапевтический эффект книги — если узник концлагеря делает свой выбор, продолжает жить, любить, расцветать и к чему-то стремиться, то ты, скорее всего, тоже сможешь. Я не очень люблю жанр "а вот в Африке дети голодают, а теперь посмотри на свои проблемы". Драма у каждого своя, но как на нее смотреть и куда идти дальше — точно вопрос выбора.