Атеизм определяют как мировоззрение, при котором человек не верит в сверхчувственные сущности, богов, духов, метафизическую реальность. Религиозные люди часто думают, что атеисты агрессивно относятся к религии. Но это не всегда так.
Здесь я продемонстрирую три группы атеистов, которые имеют разное отношение к религии, и внутри которых есть свои представители в среде научного сообщества.
1) Равнодушное отношение к религии.
Данная группа атеистов не интересуется вопросом бытия бога или богов. Их можно назвать апатеистами, то есть людьми, которые не верят в богов и метафизические миры, и при этом не хотят что-либо обсуждать по этому поводу.
Равнодушное отношение к религии характерно для многих ученых-атеистов, для которых предмет религии не является вопросом исследования. У них есть своё личное мировоззрение, а на вопрос "есть ли бог или что-то сверхъестественно?" они отвечают "нет и точка".
2) Негативное отношение к религии.
Данная группа атеистов по моим ощущениям является самой крупной как в среде обычных людей, так и в среде ученых. Они считают, что религия - это пережиток прошлого, обман, "опиум для народа", который необходимо искоренить. Данное отношение к религии было популярно в СССР. Сегодня в медийной среде его можно увидеть в речах новых атеистов: Сэма Харриса, Ричарда Докинза, Виктора Стенджера.
Данная мировоззренческая группа имеет долгую историю. Со времен эпохи Просвещение к этой парадигме относились Гельвеций, Гольбах, Ламетри. В период XIX-XX вв. Ленин, Энгельс, частично Маркс и Фрейд.
Ученые и философы данной группы предлагали разные варианты интерпретации религии. Маркс и Фрейд считали, что религия есть важный этап в истории общества, который сегодня приносит только вред. Общество достигло того момента, когда нужно избавиться от религии.
Ученые-биологи предлагают более жесткую позицию. Они полагают, что религия есть эволюционная, когнитивная ошибка. В ней вреда больше, чем пользы. Поэтому необходимо преодолеть религию.
В России эту точку зрения представляют популизаторы науки биолог Александр Панчин, Александр Соколов, Ася Казанцева, антрополог Станислав Дробышевский.
3) Позитивное отношение к религии
Атеисты этой группы видят в религии больше пользы, чем вреда. Или они просто относятся к религии как к нормальному социальному институту, который имеет полное право на существование.
Традицию данного отношения удобнее начать с работ Эмиля Дюркгейма, одного из отцов социологии. Дюркгейм рассматривал религию не как веру в мифы, в богов, духов, метафизические миры. Дюркгейм рассматривал религию как систему практик, которым придается сакральное значение.
Сегодня этой точки зрения придерживаются такие ученые как философ-атеист Джон Николас Грей и эволюционный биолог Дэвид Слоан Уилсон. Оба являются оппонентами "новых атеистов" в лице Докинза, Харриса и прочих. В России среди таковых исследователей можно выделить социолога Виктора Вахштайна, который тоже является оппонентом Панчина и прочих атеистических популяризаторов науки.
Не всё так просто в мире атеизма. Можно выделить другие типы атеистов, но описанные выше являются основными, хотя весьма условными.
Больше информации по данной проблеме смотрите здесь. Видео создано ученым-религиоведом Максимом Перовым, который специализируется на изучении атеизма как мировоззрения.