Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Почему атеисты - разные? Рассказываю про 3 типа атеистов

Оглавление

Атеизм определяют как мировоззрение, при котором человек не верит в сверхчувственные сущности, богов, духов, метафизическую реальность. Религиозные люди часто думают, что атеисты агрессивно относятся к религии. Но это не всегда так.

Здесь я продемонстрирую три группы атеистов, которые имеют разное отношение к религии, и внутри которых есть свои представители в среде научного сообщества.

1) Равнодушное отношение к религии.

Данная группа атеистов не интересуется вопросом бытия бога или богов. Их можно назвать апатеистами, то есть людьми, которые не верят в богов и метафизические миры, и при этом не хотят что-либо обсуждать по этому поводу.

Равнодушное отношение к религии характерно для многих ученых-атеистов, для которых предмет религии не является вопросом исследования. У них есть своё личное мировоззрение, а на вопрос "есть ли бог или что-то сверхъестественно?" они отвечают "нет и точка".

-2

2) Негативное отношение к религии.

Данная группа атеистов по моим ощущениям является самой крупной как в среде обычных людей, так и в среде ученых. Они считают, что религия - это пережиток прошлого, обман, "опиум для народа", который необходимо искоренить. Данное отношение к религии было популярно в СССР. Сегодня в медийной среде его можно увидеть в речах новых атеистов: Сэма Харриса, Ричарда Докинза, Виктора Стенджера.

Данная мировоззренческая группа имеет долгую историю. Со времен эпохи Просвещение к этой парадигме относились Гельвеций, Гольбах, Ламетри. В период XIX-XX вв. Ленин, Энгельс, частично Маркс и Фрейд.

Зигмунд Фрейд, Карл Маркс, Ричард Докинз, Сэм Харрис
Зигмунд Фрейд, Карл Маркс, Ричард Докинз, Сэм Харрис

Ученые и философы данной группы предлагали разные варианты интерпретации религии. Маркс и Фрейд считали, что религия есть важный этап в истории общества, который сегодня приносит только вред. Общество достигло того момента, когда нужно избавиться от религии.

Ученые-биологи предлагают более жесткую позицию. Они полагают, что религия есть эволюционная, когнитивная ошибка. В ней вреда больше, чем пользы. Поэтому необходимо преодолеть религию.

В России эту точку зрения представляют популизаторы науки биолог Александр Панчин, Александр Соколов, Ася Казанцева, антрополог Станислав Дробышевский.

Станислав Дробышевский, Александр Соколов, Александр Панчин, Ася Казанцева
Станислав Дробышевский, Александр Соколов, Александр Панчин, Ася Казанцева

3) Позитивное отношение к религии

Атеисты этой группы видят в религии больше пользы, чем вреда. Или они просто относятся к религии как к нормальному социальному институту, который имеет полное право на существование.

Традицию данного отношения удобнее начать с работ Эмиля Дюркгейма, одного из отцов социологии. Дюркгейм рассматривал религию не как веру в мифы, в богов, духов, метафизические миры. Дюркгейм рассматривал религию как систему практик, которым придается сакральное значение.

Сегодня этой точки зрения придерживаются такие ученые как философ-атеист Джон Николас Грей и эволюционный биолог Дэвид Слоан Уилсон. Оба являются оппонентами "новых атеистов" в лице Докинза, Харриса и прочих. В России среди таковых исследователей можно выделить социолога Виктора Вахштайна, который тоже является оппонентом Панчина и прочих атеистических популяризаторов науки.

Дэвид Слоан Уилсон, Виктор Вахштайн, Джон Николас Грей, Эмиль Дюркгейм.
Дэвид Слоан Уилсон, Виктор Вахштайн, Джон Николас Грей, Эмиль Дюркгейм.

Не всё так просто в мире атеизма. Можно выделить другие типы атеистов, но описанные выше являются основными, хотя весьма условными.

Больше информации по данной проблеме смотрите здесь. Видео создано ученым-религиоведом Максимом Перовым, который специализируется на изучении атеизма как мировоззрения.

-6