Найти тему
Cinemusics

Стэн Барстоу — Любовь… Любовь?

Люди слишком много и речисто говорят о любви. Книги, фильмы — всё этим полно. Но влюбленность и любовь — вещи разные. Влюбиться можно в человека, которого ты и не знаешь совсем, — это романтика, головокружение, глаза как звезды... Это действительно так и бывает в жизни, как описывают. Но ты не можешь любить человека, пока не узнаешь его по-настоящему, не пройдешь вместе с ним через какие-то испытания, не разделишь с ним жизнь — и радость и печаль, тебе это нужно испробовать, испытать, чтобы найти любовь. Влюбленность не может длиться вечно, но взамен иногда приходит любовь.

Классный роман. Немного затянутый, на мой взгляд, но это когда читаешь в 32 года. В 20 лет я бы поставил максимум, не задумываясь. Прежде всего, нужно сказать, что это произведение, относящееся к движению "рассерженных молодых людей", в нем рассказывается о жизни обычного молодого парня в английской глубинке в 1950-е гг. В своё время я очень этим движением интересовался, читал всё подряд (Джон Осборн, Джон Уэйн, Джон Брейн, Кингсли Эмис, Алан Силлитоу), что-то даже переводил. Про Стэна Барстоу ничего не слышал. Поэтому чрезвычайно благодарен журналу "Иностранная литература", в котором этот роман случайно обнаружил. Автор во многом писал о своей жизни — он тоже был чертёжником, отец у него, как и у главного героя, был шахтёром.

Кому-то может показаться, что книга только о любовных терзаниях 20-летнего Вика, который вот уже четыре года работает в конструкторском бюро и впервые влюбился. На самом же деле английские писатели того периода делали акцент на социальных противоречиях. С одной стороны - семья Вика, отец которого шахтёр и лейборист. С другой стороны - семья Ингрид, это явный средний класс, представители которого придерживаются консервативных убеждений. И этот конфликт (в первую очередь с тёщей) очень напоминает противостояние в пьесе Джона Осборна "Оглянись во гневе", где главный герой также не может смириться с мещанством родственников со стороны жены. Симпатии автора, конечно, на стороне Вика, который, как и другие "рассерженные молодые люди", не стесняется в выражениях, критикуя то, что ему не по душе. Интересно, что Стэн Барстоу всё-таки не рисует чёрно-белыми красками: отец Ингрид - очень приятный и здравомыслящий.

Пожалуй, в этом романе лучше всего показано, как опасно пуританское воспитание молодёжи. Вик (21 год) стесняется купить презервативы в аптеке, Ингрид (19 лет) ему тоже не помощница. Конечно, беременность как крушение надежд на будущее и обязательный брак (вспоминается "Стоунер" и несчастный парень, женившийся на дочери профессора) сейчас не столь актуальны. Но говорить с детьми на эту тему обязательно надо.

Для девушек тут может быть интересна психология поведения парней, которые то бегают за вами, то неожиданно охладевают (хотя тут особой загадки нет, но тем не менее - размышления парня расписаны детально).

Проблема выбора профессии, поиск любви, взаимопонимания - всё это тоже присутствует в романе. Вик не семи пядей во лбу, но на него производит впечатление начитанность людей, например Конроя (тот читал "Анну Каренину"), ему нравится классическая музыка, он тянется к прекрасному, в отличие от Ингрид, которая по примеру матери только и делает, что смотрит телевизор.

В целом, я бы сказал, что главному герою повезло. У него понимающая семья, любящая девушка, любимая работа, он получает нормальную зарплату. Его смятение и душевные терзания понятны, но неразрешимых серьёзных проблем у него всё-таки нет. А было бы ещё лучше, если бы ему хватило мозгов найти девушку, которая не только отлично выглядит, но и читает книги.

P.S. Есть экранизация, но не стал портить впечатление - актер в главной роли выглядит на все 40. Самое обидное, что этот роман - первая часть трилогии, другие два романа у нас не перевели.

— Это «По ком звонит колокол». Читали?

Господи, конечно нет, говорит она, где там читать книги. Она получает три еженедельных журнала, и даже на них из-за телика времени не хватает. Почему-то не люблю это слово — «телик». В воображении сразу возникают тучные невежды, которые кудахчут, словно куры, слушая остроты вроде тех, что печатают на цветных открытках, насчет толстопузых личностей, ночных горшков и тому подобного. Ну, вы знаете. Вот почему я верчу в руках книгу и молчу. Я всегда испытываю приятное ощущение просто оттого, что держу книгу, — кажется, что это что-то стоящее, непреходящее. Не то, что телевизор, который можно включить и выключить, повернув ручку, совсем как водопроводный кран. Жаль, думаю я, что она не любит читать: ведь это значит, что мы никогда не сможем обсуждать книги, которые мы оба прочли, или советовать друг другу, что прочесть.

-2