Задумывались ли вы хоть раз о получении образования за границей? В этой статье вы прочитаете мнения людей, которые не только задумались, но и поехали. Куда они отправились? Зачем решили поехать? Что было самым сложным и самым контрастным в иностранной системе образования, и что она им дала? На все эти вопросы ответили пять наших героев. Они рассказали интересные истории и поделились своим мнением в отношении разных систем образования.
Узнавала об особенностях европейской системы образования Дарья Грунина (@valensia1229)
Создавала прекрасные иллюстрации Светлана Нестеренко (magentalamp)
Александра Канина
Швеция
Я поступила в Каролинский институт в Стокгольме, Швеция, 2016, программа магистратуры Public Health Epidemiology. После окончания медицинского факультета СПбГУ и прохождения ординатуры на базе университета, я поняла, что хочу работать со здоровьем на популяционном уровне. Сказалось и некоторое выгорание, и ситуация в здравоохранении, поэтому я подала заявку на программу, которая помогла бы мне развить навыки аналитического мышления и создания исследований в сфере здравоохранения.Самым сложным в обучении для меня оказалась групповая работа. Нужно подстроиться под коллег, у которых совершенно разные бэкграунды, уровень знаний, опыт и владение языком. Такое количество общения иногда выматывает. Меня до глубины души поразило внимание, с которым к нам относятся в университете! После каждого курса приходит директор программы и в открытой беседе спрашивает наше мнение, после чего можно оставить рецензию в анонимном опроснике. Каждое мнение учитывается и, по возможности, меняется состав программы и преподавателей. И это при том, что для большинства студентов (из стран ЕС) обучение бесплатное. Сейчас сложно сказать, как эта программа помогла мне в трудоустройстве — на данный момент у меня в резюме есть обучение в топ-5 медицинском ВУЗе Европы, опыт работы исследователем, огромная сеть контактов, опыт работы «в поле» в области Public Health в развивающейся стране и менеджером по коммуникациям, амбассадором моего университета.
Вероника Грамотина
Финляндия
В 2013 году я поехала учиться в университет Hämeen Ammattikorkeakoulu Финляндии по программе бакалавриата в области делового администрирования (International Business). Мне хотелось большей свободы в плане обучения, иметь возможность сформировать свою независимую точку зрения и выражать её, отходя от «прописных истин» учебников, и чтобы это было по достоинству оценено. Хотелось чуть больше индивидуального подхода, расслабленности, а ещё — действительно горящих своим делом преподавателей!Самым сложным для меня были частые групповые проекты, где группы формировались по принципу: чем разнообразнее — тем лучше. То есть в группе по проекту обычно было по представителю от каждой национальности — у каждого свой склад ума, свои ценности и мотивации, свои паттерны проведения. Приходилось очень много переспрашивать, договариваться и думать: «А правильно ли меня поняли?». Но на последних курсах групповые проекты стали моими любимыми, потому что я научилась дружить, находить эту грань между критикой и обидой, принимать то, что даже если я с чем-то не согласна — это не значит, что тот человек не прав. Он видит ситуацию с другого ракурса, и нужно ему доверять. Этот приобретённый навык облегчает мне жизнь каждый день.Самой контрастной особенностью финской системы образования, по сравнению с русской, была абсолютно другая социальная иерархия. Тут все равны — ты можешь пойти выпить в баре со своим преподавателем, можешь позвать его на тусовку, и он придёт, прихватив с собой ещё одного преподавателя. Финны отлично разделяют личное и профессиональное, поэтому на экзамене ты можешь быть уверен, что твои знания оценят объективно, опираясь на ответы, а не на личные симпатии. Кстати, в Финляндии невозможно списать, а если кто из студентов увидит, что кто-то списывает — обязательно об этом расскажет.Образование за границей дало мне свободный английский язык, открытость всему новому и необычному, способность мыслить шире, отличные практические навыки в моей профессии, навыки по подбору ключика к каждому человеку и, конечно же, уверенность в своих силах.
Наталья Андреева
Финляндия
В январе 2018 года, я поехала в университет города Турку по программе студенческого обмена по направлению лечебное дело от медицинского факультета СПбГУ. Я решила поехать туда для того, чтобы получить новый опыт с практической точки зрения в медицине. Благодаря глобальной сети не так сложно прочитать те же статьи, которые читают доктора во всём мире или купить те же учебники, но ценным является то, что можно посмотреть на устройство больницы и оказание медицинской помощи изнутри.И посмотреть изнутри оказалось интересным не только на систему здравоохранения, но и на систему образования. Самым сложным для меня оказалось осознать свою ответственность, когда тебе предоставляют свободу. Российское образование довольно строгое, жёсткое по своей структуре — студентам выдают какое-то расписание, и в течение семестра мы ему следуем. Когда я приехала в Турку, всё было совершенно наоборот. Я предварительно выбрала ряд дисциплин, которые хочу изучить за семестр, причём это моя работа — проследить, чтобы это количество дисциплин соответствовало количеству учебных единиц, которые мне нужны. И я же должна была составить своё расписание. Поначалу это повергло меня в шок. То есть я должна была определить последовательность, в которой идут дисциплины, в каком объёме я их хочу изучать и когда я буду этим заниматься. Конечно, были семинары, лекции, которые стояли в определённое время в сетке расписания, но в большей части случаев даже они обговаривались с самими студентами. Для меня сначала было сложно принять эту мысль, что мне никто не собирается давать расписание, а я сама должна его себе составить. Над этим пришлось потрудиться, продумать свои планы на несколько месяцев вперёд. Это был очень интересный опыт.Также контраст для меня составил и общий подход к преподаванию дисциплин. Он был более живой, более актуальный, я бы сказала. В российской системе образования присутствует косность, когда есть чрезвычайно уважаемая профессура — они почти что небожители и на их лекциях сидят затаив дыхание и боясь пошевелиться. В университете Турку нет такой иерархичности и пропасти между студентом и профессором, и в принципе все преподаватели, какие бы учёные степени они не имели, старались донести до студентов наиболее актуальную и свежую информацию наравне с фундаментальной. Когда я приехала учиться, это был 5 курс моего обучения, больший акцент делался уже на практическое применение медицинских знаний. Больше было клинической медицины, а всю фундаментальную часть я получила в России и от этого, наверное, усилилось впечатление актуальности и живости материала, который нам преподносили. Всё, что я слышала в аудитории, на лекции — на следующий день я шла на практику и видела применение этих принципов в жизни.В итоге обучение дало мне в первую очередь новый опыт и новый взгляд со стороны. Я уже знала, как работает медицинское образование и здравоохранение в России, я посмотрела, как оно работает в Евросоюзе на примере Финляндии и могла сравнить две системы и сделать для себя какие-то выводы, почерпнуть какие-то новые практические аспекты. Это, наверное, было самым ценным — получить новый практический опыт и сравнить его с уже имеющимся. «Большое видится на расстоянии», — как говорил Есенин и это был хороший способ отойти и взглянуть со стороны. Мои взгляды на образование и на профессию немного поменялись, и я думаю, что в лучшую сторону.
Марк Доильников
Канада
В 2019 я поступил в Seneca college в Канаде в направлении School of Software design & Data Science. Решил поехать учиться в Канаду с целью дальнейшего проживания здесь, получения гражданства.Основной сложностью для меня стал, естественно, языковой барьер. Второй — то, что в колледже по разным предметам может быть полный спектр всех этносов в качестве преподавателей.Самым контрастным в канадской системе образования, по сравнению с российской было то, что она строится на тестах. То есть экзамены сдаются тестами, а не по принципу беседы. Я считаю, что это намного хуже. Тебя не учат адаптироваться. В России экзамены проходили: вот тебе задача и пустой лист, а в Канаде экзамен: у тебя есть 4 варианта ответа. Это 25% попадания, если ты не знаешь, и можно логикой прийти к ответу. То есть ты не ищешь ответ, он уже есть готовый, ты просто должен выбрать. Это большой минус.Из положительных вещей здесь я вижу то, что всё, что ты делаешь, любые задания, проверяются на антиплагиат, вплоть до отчисления из колледжа. Также ты поставлен во временные рамки — организованность повышается и, в силу того, что студент ограничен по времени, у него знания откладывается глубже в памяти. То есть лучше, чем в России, где ты можешь ничего не делать практически весь семестр, а потом в конце сесть, нахвататься по верхам и сдать, либо выкрутиться за счёт диалога. Но я считаю, что наша система образования учит думать намного больше.Пока что образование за границей дало мне английский язык, визу до 2022 года и работу по 20 часов в неделю.
Валентина Андреева
Германия, Франция
У меня есть опыт двух разных систем образования в Европе. Первый мой опыт начался в 2011 году, я поехала по программе Erasmus Mundus в Германию, Дрезден. Я училась в Дрезденском техническом университете по специальности Международное право.
В Германии самым сложным было понять тот факт, что просто присутствия на лекциях и семинарах недостаточно, чтобы сдать экзамены. Вначале, когда мы приехали, то не поняли, почему немцы после каждого занятия, после каждого семинара, идут в библиотеку. Надо сказать, что наше расписание в Германии было очень коротким. У нас было одно-два занятия в день, и мы очень удивлялись, как такое вообще может быть, тогда, как на факультете права в России я училась с 9 утра до 5 вечера.
И в какой-то момент мы осознали, что работать нужно самостоятельно. Что нужно идти в библиотеку, брать список литературы, всё читать и анализировать, так как на семинарах никто тебе ничего не рассказывает, а ты рассказываешь преподавателю. И преподаватель нужен для того, чтобы направить тебя на определённую идею, которую ты должен развить в ходе дебатов между студентами. Наверное, именно это было для меня главным открытием, контрастом по сравнению с русской системой, где мы говорим, что преподаватель должен нам всё дать, а мы должны выучить. И, конечно же, преподаватель на экзамене будет спрашивать больше, чем он давал на лекции, больше, чем обсуждалось на семинаре, так как они ещё хотят какую-то вашу личную идею узнать, что вы для себя открыли.
Главное, что показал мой первый опыт, так это то, что я хочу продолжить своё образование за границей. Я не была настроена на продолжение образования в Германии, так как по темпераменту или по каким-то ещё внутренним ощущениям, я не чувствовала себя комфортно в самой стране. В тоже время это дало мне определённый импульс к тому, чтобы посмотреть, где ещё я могу учиться. После достаточно долгих поисков я поняла, что наименее затратная, скажем так, бюрократически понятая система была во Франции. Университеты там все бесплатные, по крайней мере, были. Сейчас они, по сравнению со всей Европой, стоят всё-таки менее дорого. Когда у нас нет стипендии или иных финансовых средств, то, конечно, мы смотрим на цену обучения.
В данном случае проблемой оказался язык, так как во Франции нужно учиться на французском. Может для каких-то специфических курсов можно учиться на английском, но именно юриспруденцию во Франции нужно учить на французском языке. И для этого я, конечно, начала с языков. Я поступила в Сорбонну на французский и отучилась полгода на факультете Сорбонны на французском языке, чтобы потом поступить на юридический факультет. Во Франции система оказалась похожа на немецкую в плане организации, но более загруженная. Одним из самых сложных моментов было то, что у них есть своя методология. Методология сдачи письменных экзаменов. Этой методологии они учатся ещё в средней и старшей школе. Это структура написания письменного экзамена, которая очень далека от русской системы. И они эту систему написания различных работ очень соблюдают, и если ты напишешь как-то более творчески свой экзамен, то его просто не засчитают по форме или снизят достаточное количество баллов за форму. Это было действительно сложным моментом во Франции — понять, как работает их система письменных экзаменов, что конкретно от тебя хотят, когда ты вообще этому никогда не учился.
Я не думаю, что наша русская система образования не может дать чего-то, что даёт Европейская система образования. Я думаю, всё зависит от университета, преподавателей. У нас есть замечательные университеты, замечательные преподаватели, которые очень многое могут дать. Но, опять же, сегодня мы живём в более открытом мире с открытыми границами, с открытыми возможностями, всегда интересно понять менталитет и способ действия мысли людей в других странах. То как они представляют себе ход тех или иных событий, потому что, я думаю, образование сказывается на их решениях.
К сожалению, я не могу поделиться каким-то невероятным опытом применения моего русского и французского или немецкого образования в том, что я делаю сегодня. Я работаю во Франции, да мне помогло моё французское образование и, к сожалению никак не помогло русское образование. Я не работаю вообще с русско-французской публикой и международной публикой и это, конечно, моё самое большое сожаление, но возможно всё ещё впереди.