Найти в Дзене
Классическая музыка

Шесть маленьких шедевров Бетховена

В коллективном сознании Людвига ван Бетховена, как композитора фортепианной музыки, часто связывают с жанром сонаты. Причина этого в том, что Бетховен вывел данный жанр на новый, безупречный и недосягаемый в то время уровень. Верно подмечал немецкий дирижер и пианист Ганс фон Бюлов, заявляя, что «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха – это Ветхий Завет, а сонаты Бетховена – Новый. Но вряд ли сам Бетховен разделил бы эту пафосную точку зрения, ведь на протяжении своей жизни австрийский классик сочинил немало легких, простых и незамысловатых фортепианных пьес, видя в этой краткой форме свой особый шарм.

Самым знаменитым таким произведением, пожалуй, считается его собрание из шести багателей для фортепиано (соч. 126). Написаны они были в период с апреля по июнь 1824 года и опубликованы в апреле 1825. В письме издательству, которое должно было публиковать в том числе и Девятую симфонию, Бетховен упомянул эти пьесы как «шесть вещиц или мелочей для сольного фортепиано, которые являются лучшими в своем роде, которые я сочинил». Термин «мелочи» никоим образом не был задуман как уничижительный, а скорее относился к краткой форме произведений, в сравнении с монументальными Missa solemnis и Девятой симфонией, созданными примерно в то же время.

На первый взгляд некоторые вещи кажутся простыми, но при детальном рассмотрении – чрезвычайно сложными. Даже первая багатель, название которой Cantabile e compiacevole, предлагающее что-то приятное и безобидное, удивляет нас необычными и контрастными поворотами. В гармонический и спокойный строй мелодии вторгается неожиданный тонический аккорд, который вносит в мелодию, традиционную для творчества Бетховена, тревожность и некую затаенную нервозность. А вот четвертая багатель является примером позднего стиля Бетховена. Начало композиции кажется резким и мрачным, но этот темный раздел мелодии уходит с приходом игривых, слегка загадочных интервалов. Это юмор Бетховена, который можно было заметить еще в его Патетической сонате. С помощью смеха, этого вечного заигрывания с судьбой, начавшегося еще в Пятой симфонии, композитор открывает совершенно иной мир. Тема рока, так любимая многими композиторами, у Бетховена всегда обретает карикатурный вид.

В общем слушаем и вникаем в философию великого гения. Эти вещи – шедевры сжатой формы. Каждая из них дарит нам целую музыкальную вселенную с множеством характеров, настроений и смыслов... всего-то в нескольких минутах фортепианной музыки...

Послушать и скачать в хорошем качестве композиции можно в нашем телеграм-канале https://t.me/classmus