Приветствую.
Мы склонны винить себя и укорять себя за то, что у нас что-то не получается. Но этого делать не стоит. На духовном пути не нужно этого делать. Нужно установить себе идеал и двигаться к нему. Если ты спотыкаешься, нужно просто подниматься, снова смотреть на идеал и снова идти к этому идеалу. некоторые вещи, некоторые элементы учения, некоторые элементы практики мы не способны практиковать в том состоянии, в котором мы находимся. Нам нужно подойти, нам нужно преодолеть некое расстояние и подойти к моменту, когда ты сможешь принять, по-настоящему принять, не только в голове, но всем своим сердцем принять и полюбить какую-либо практику и стать в ней естественным.
Я могу по себе сказать, делаю, что могу. Я стараюсь, и у меня есть эта искренность, у меня есть эта вера, у меня есть это понимание, что надо делать, надо делать... Но некоторые вещи, некоторые элементы практики я могу сказать, что 20 лет подряд я саботировал, рационализировал, потом снова пытался, потом снова не получалось, потом ещё как-то объяснял, потом ещё как-то оправдывал. Потом ещё что-то делал, ещё, ещё, ещё... До тех пор, пока что-то не случилось внутри меня, и я принял и полюбил. Наступает такой момент в жизни, когда что-то поворачивается внутри тебя.
Это как... Человек бросает курить. Не готов он, не созрел. Он пробует. Надо пробовать. Он бросил, не получилось, неделю продержался, снова вернулся, опять накрутил себя: "Всё, надо уже, сколько можно". И стыдно ему за то, что он курит, и неправильно это, нехорошо, но ничего не может с собой поделать. Снова бросил, три дня продержался, опять начал. Он старается, старается снова и снова, снова и снова. В какой-то момент он дозревает, что-то внутри него переключается. И он говорит: "Всё, мне больше не нужно этого". Подобно тому, как ребёнок идёт и падает, родитель в этот момент, он просто улыбается, он смотрит, он не обвиняет ребёнка, он не говорит: "Ах ты подлец, ты почему, почему ты падаешь? Ты должен идти! Давай иди! Ты солдат, маршируй." Нет, родитель понимает, что его слабые, непослушные ноги, они подводят его, и он снова подскальзывается, он слова спотыкается, он снова падает, и он снова встает, и однажды он пойдёт.
Точно так же и мы, наш духовный мускул, наш волевой мускул, он очень неразвит, когда мы начинаем путь. Мы пробуем что-то, потом у нас откат. Снова пробуем, снова откат, снова пробуем, снова откат, и мы уже думаем, что я, наверное, не способен... Начинаем винить себя, начинаем угнетать себя, но это всё неправда. Ты способен. Ты способен! И всё у тебя получится! Просто нужно время, вызревание. Вот растёт ребёнок, ему нужно время. Вот сколько? Как бы ты не хотел, если он родился только что, новорождённый ребенок, ну хоть как, хоть сколько ты в него молока заливай, хоть сколько ты его не пеленай, что-нибудь делай с ним, но не будет он ходить, ему нужно время для созревания. Поэтому духовное учение, оно должно быть, как идеал, который стоит перед тобой, и ты время от времени снова делаешь попытку, и снова делаешь попытку, и снова делаешь попытку. Пока, в конце концов, "О, утвердился! Утвердился! Утвердился! И в какой-то момент ты станешь совершенным человеком.
Поэтому главное наше оружие - это просто никогда не сдаваться. Вперёд - назад, вперёд - назад... Знаете, когда вот из области уроков труда в школе. Есть шпилька, такая палка металлическая и на неё нужно накрутить резьбу. Такой есть инструмент специальный. Его зажимаешь в зажим и надеваешь на эту шпильку и крутишь, нарезается резьба. Нас на уроках труда учили что нужно два оборота вперёд, один оборот назад, два оборота вперёд, один оборот назад. И тогда ты срезаешь стружку, у тебя получается хорошая, красивая резьба. Если даже ты будешь крутить в одну сторону, просто нарезать, и нарезать, и нарезать... Ты нарежешь резьбу, но она у тебя вся будет порвана, потому что ты её порвёшь этой стружкой. Так же, я думаю, и в духовном учении нужно чувствовать свою золотую середину. Где я могу, а где я уже не могу. И тебе нужно заходить в область "не могу" и отходить в область "могу". Снова заходить в область "не могу" и отходить в область "могу". Тогда твой мускул будет становиться сильнее, и у тебя область "могу" будет продвигаться вперёд.
Помните об этом. И не подвергайте себя вот этому комплексу вины, не подвергайте себя осуждению. В этом нет пользы духовной. Вы наоборот себя поощряйте, подбадривайте, говорите: "Нормально, сегодня не получилось, завтра получится. Завтра не будет, послезавтра получится". Не потакая себе, не оправдывая себя, что ну ладно и так хорошо. Нет, ты знаешь, что "мне нужно работать", "мне нужно карабкаться в гору", "я буду продолжать карабкаться в гору". И хорошо при этом себя чувствовать.
Это очень важный элемент, потому что многие люди, у них что-то не получается, они демотивируются, начинают себя упрекать дальше-дальше, дальше-дальше... Загоняют себя в такое состояние, что они говорят: "Лучше бросить духовную практику, чтобы не было внутреннего раскола". Я уж брошу, мне уже положено, раз уж я бросил и не делаю медитацию, ну и совесть не мучает как-бы. Такое бывает. Хотя это такая гордость, которая не позволяет тебе признать тот факт, что ты юноша развивающийся или девушка развивающаяся, и твои мускулы ещё нужно тренировать. Только и всего.