Найти в Дзене
Чернокнижница

Мария Арбатова. Ложь в книгах «женщины, которой с самого детства было лень притворяться». ПРЕДИСЛОВИЕ

«Эта книга не претендует ни на что, кроме истории женщины, которой с самого детства было лень притворяться, – начинает Мария Арбатова свою книгу «Мне сорок лет» . – Фанатизм искренности я отношу не к личным заслугам, а к тому, что принадлежу к первому поколению, родившемуся без Сталина. Надеюсь, что книга эта – не только обо мне, но и о времени, эдакий стриптиз на фоне второй половины двадцатого века». Уже со старта здесь можно о многом сказать. В начале фразы - безграмотность. Как может книга претендовать на историю женщины? Претендовать на руку и сердце. Может быть, на то, чтобы называться или быть историей женщины? «Фанатизм искренности» – ещё одно неверное выражение. Из него следует, что есть какая-то искренность, которая, словно живой человек, обладает характером и может проявлять фанатизм. Корректней было бы написать про фанатичное желание автора всегда быть честной и искренней. И какую роль здесь играет время? И в сталинские, и в ленинские, и в императорские времена находились
Ну что, устраивайтесь поудобнее?
Ну что, устраивайтесь поудобнее?

«Эта книга не претендует ни на что, кроме истории женщины, которой с самого детства было лень притворяться, – начинает Мария Арбатова свою книгу «Мне сорок лет» . – Фанатизм искренности я отношу не к личным заслугам, а к тому, что принадлежу к первому поколению, родившемуся без Сталина. Надеюсь, что книга эта – не только обо мне, но и о времени, эдакий стриптиз на фоне второй половины двадцатого века».

Уже со старта здесь можно о многом сказать. В начале фразы - безграмотность. Как может книга претендовать на историю женщины? Претендовать на руку и сердце. Может быть, на то, чтобы называться или быть историей женщины? «Фанатизм искренности» – ещё одно неверное выражение. Из него следует, что есть какая-то искренность, которая, словно живой человек, обладает характером и может проявлять фанатизм. Корректней было бы написать про фанатичное желание автора всегда быть честной и искренней. И какую роль здесь играет время? И в сталинские, и в ленинские, и в императорские времена находились люди, открыто критиковавшие власть, понимая, что их ждёт тюрьма, расстрел, каторга. И тем не менее, когда им что-то не нравилось, они стояли на своём. (Я не говорю сейчас про продажных шкур, получавших деньги за это.) Правы они были или нет, но они достойны уважения. Можно ли считать Арбатову искренней, если только смерть Виссарионыча ей дала возможность расправить плечи и плевать на всякое притворство? А если бы Сталин был жив или умер эдак в 58-м году, то ты бы врала и притворялась? Наверное, Маша хочет намекнуть на то, что при Сталине её искренность длилась бы до первого доноса, а тут вдруг рухнули цепи и стало можно быть честным. И вот она понеслась в своём безудержном стремлении говорить всем правду и только правду, как ручеёк в хрущёвскую оттепель, который не остановить. Но для меня она не лучше, чем те «правдорубы», которые не смели вякнуть при Сталине, но зато активно ораторствовали после его кончины на всех углах (в основном ради денег).

И ещё момент. Сталин умер в 1953 году. Мария Ивановна родилась в 1957-м. К какому поколению она себя относит? С точки зрения хронологии, то есть один год – одно поколение? Как-то не вяжется. Четыре года прошло после смерти отца народов. Она – четвёртое поколение. Поколение 50-х и 60-х годов? Родись она в 60-х, этот вариант бы прошёл, но родилась она ещё в 50-х. То есть в том же самом десятилетии, в котором жил и генералиссимус. Поколение в своем роду? Ну это ещё может быть. Тогда так и надо было писать, что «в своей семье я – первое поколение, родившееся без Сталина. Стало быть, я самая честная». И тогда она не принадлежит, а является в своей семье первым поколением. Одна-единственная, а не относящаяся к толпе людей. Вообще не знаю, зачем она вплела сюда Сталина.

"Вот и я не знаю, что я здесь делаю..."
"Вот и я не знаю, что я здесь делаю..."

«Я хочу расплести ниточки семейного сценария, разгадать, что было на месте белых пятен. – попутно делится Арбатова. – У меня ничего не получается потому, что нигде в мире нет такого количества подложных дат, фальшивых документов, семейных тайн и фиктивных историй, как в России».

Я начала писать эту подборочку потому, что прочитала три книги Арбатовой: «Мне сорок лет...», «Дегустацию Индии», «Как я пыталась честно попасть в Думу». Начала читать книгу «Меня зовут женщина». Остановилась на сцене, где она (по-моему, это было в Польше) ломилась в магазин, чтобы купить себе сапоги, подняла на уши охрану (магазин уже был закрыт), получила эти сапоги, а они оказались малы. А до этого они с мужем куда-то ехали на поезде и заехали не туда. Зачем мне эти подробности? Бросила книгу. Но нигде в книгах (за исключением разве что Солженицына) я ещё не встречала такого количества вранья и несостыковок. Я вначале верила Арбатовой. Мне было жалко её. Настрадалась тётка, конечно. Но так ли страшен «совок», как его малюет Арбатова? Меня точил червь сомнения. Мне всё казалось, что «при[брехнуть] она может». Столько людей выросло в Советском Союзе! Столько людей с благодарностью и теплом вспоминают СССР и хотят вернуться туда! А у Арбатовой всё убогое, страшное, шастают злые менты, которые хватают и мучают неповинных людей. Женщин насилуют и домогаются все подряд. На работу можно устроиться по блату или через постель. Больницы – это вообще карательная медицина. Как люди выжили в такой ужасной стране? Быть может, дело здесь не во времени, а в самой Арбатовой, которая с детства испытывала проблемы с общением? А потом я стала замечать нестыковки на страницах книг. Пробелы в некоторых историях восполнялись подробностями, и картина выглядела по-другому. И, наконец, нестыковок стало слишком много. Я открыла вордовский документ и начала писать то, что думаю. В общем, я хочу расплести этот клубок арбатовского вранья и расставить всё по местам.

Часть 1. МАМА - https://zen.yandex.ru/media/id/5cd3cf5dac5cc400b322f61e/mariia-arbatova-loj-v-knigah-jensciny-kotoroi-s-samogo-detstva-bylo-len-pritvoriatsia-chast-1-mama-5f1360329d868e4cbd34a718

Часть 2. ХИППИ - https://zen.yandex.ru/media/id/5cd3cf5dac5cc400b322f61e/mariia-arbatova-loj-v-knigah-jensciny-kotoroi-s-samogo-detstva-bylo-len-pritvoriatsia-chast-2-hippi-5f130cd03b7ad8511a952433

Часть 3. СОВЕСТЬ ГРУЗИНСКОГО НАРОДА - https://zen.yandex.ru/media/id/5cd3cf5dac5cc400b322f61e/mariia-arbatova-loj-v-knigah-jensciny-kotoroi-s-samogo-detstva-bylo-len-pritvoriatsia-chast-3-sovest-gruzinskogo-naroda-5f130f696eb1fb6b1337f68a

Часть 4. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ - https://zen.yandex.ru/media/id/5cd3cf5dac5cc400b322f61e/mariia-arbatova-loj-v-knigah-jensciny-kotoroi-s-samogo-detstva-bylo-len-pritvoriatsia-chast-4-soiuz-pisatelei-5f135819b1d8a94d7321e05d

Часть 5. СОВЕСТЬ ГРУЗИНСКОГО НАРОДА - 2 - https://zen.yandex.ru/media/id/5cd3cf5dac5cc400b322f61e/loj-v-knigah-jensciny-kotoroi-s-samogo-detstva-bylo-len-pritvoriatsia-chast-5-sovest-gruzinskogo-naroda-2-60431c23665e4413f3493c37