В конце 1980- годов режиссер Андрей Эшпай принял смелое решение – экранизировать роман Федора Достоевского «Униженные и оскорбленные». Не каждому под силу в непростое для отечественного кинематографа время снять качественную экранизацию классического произведения. Да еще и пригласить на главную роль немецкую актрису.
Однако все решения режиссера по фильму вместе сыграли положительную роль: в фильме главные роли исполнили Никита Михалков, Виктор Раков, собственно Кински и Александр Абдулов.
МОЩЬ ДОСТОЕВСКОГО
Сюжет оригинала серьезным правкам в сценарии не подвергался: показана история двух семей, которые разорил князь Валковский (которого сыграл Никита Михалков), чувства Наташи Ихменевой и сына князя, а также судьба молодого писателя Ивана Петровича, который влюблен в Наташу и сирота Нелли, которая также связана с Валковским.
Снимали фильм в Москве в кризисный период Перестройки. Позже Настасья Кински вспоминала, что у нее были деньги, но еды в магазинах практически не было. Поэтому часто приходилось сидеть на одной картошке.
При этом актриса, ранее уже говорившая о своей любви к русской культуре, в очередной раз подтвердила свои теплые чувства к самой культуре и русскому народу, который является носителем уникальным.
- Всегда ощущал философскую величину и творческую мощь Достоевского. Может, поэтому мне и не хватало мужества взяться за экранизацию. Поражаюсь смелости Андрея Эшпая. И вот – роль Валковского, - говорит про участие в проекте «Униженные и оскорбленные» Никита Михалков.
УНИЖЕННЫЕ АКТЕРЫ
По словам актера и режиссера Никиты Сергеевича, когда он стал сниматься в этом фильме, Настасья Кински уже некоторое время работала на съемочной площадке.
- Она оказалась в ужасных условиях. Без знания языка актеру трудно работать с партнером, вступать в действие. Поэтому она была очень зависима от своего состояния – больше, чем от партнера, а это не помогает поискам верной атмосферы, - говорит Михалков.
Кински замечательная актриса, трепетный человек, очень терпеливый, считает Михалков. Ему было стыдно за те условия, в которых актриса оказалась на киностудии имени Горького.
- Но она понимала, что это объективные условия, которые унижают не столько лично ее, сколько всех, работающих на студии, - вспоминает Никита Михалков.
Если герои романа Достоевского были унижены князем, то актерский состав был оскорблен состоянием государства, нищающего и идущего к развалу.
НЕ ДЕНЬГИ ГЛАВНОЕ, А СВОБОДА
Сама Кински отмечала не столько условия проживания в Москве, сколько технические моменты во время съемок «Униженных и оскорбленных».
- Нельзя не заметить очень слабые технические возможности, нет хороших тканей для костюмов и многого другого. Денег, например. Но хороший фильм не обязательно дорогой. К тому же недостаток денег заставляет проявлять изобретательность, - говорит Настасья Кински.
По словам актрисы, в СССР перед распадом империи часто и много говорили о деньгах, хотя, по ее мнению, главной ценностью являются вовсе не деньги, а свобода.
- Для свободы в обществе должно быть развито чувство уважения к личности. Мне кажется, этого очень не хватает в отношениях между людьми, - заключает актриса.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
Александр Абдулов, сыгравший в фильме роль Маслобоева, провел на площадке всего два дня, но все-таки составил мнение об актрисе, которым позже поделился с журналом «Экран».
- Она замечательная актриса, очень красивая женщина. Проявляет большой интерес к партнеру, поэтому с ней интересно работать. У меня был с ней небольшой эпизод, всего два съемочных дня, - говорил вскоре после выхода фильма Александр Абдулов.
Режиссера Андрея Эшпая после выхода на экраны «Униженных и оскорбленных» не раз попрекали тем, что на главную роль он взял иностранную актрису. Однако, по его мнению, это был осознанный и правильный выбор.
Подписаться на канал «КиноНытик»
Ведение каналов Дзен – вашего собственного СМИ: создание, наполнение, продвижение - expolit.expolit@yandex.ru