Морские силы становятся одним из важнейших инструментов в международных отношениях
По данным американского бюро стратегических и бюджетных исследований, современная военно-морская «большая двадцатка» имеет флот общим тоннажем около 7,9 млн тонн. «Двадцатка» – это страны, у которых тоннаж ВМС превышает 5000 тонн. К ним относятся: США, Китай, Россия, Япония, Великобритания, Франция, Индия, Тайвань, Италия, Индонезия, Испания, Южная Корея, Бразилия, Турция, Австралия, Греция, Германия, Нидерланды, Перу и Сингапур. Совокупный военный бюджет этих государств приближается к астрономическим 2 трлн долл. И немалая часть этой суммы расходуется на военный флот.
Что такое современный корабль
Военное кораблестроение аккумулирует в своих изделиях достижения практически всех отраслей промышленности, так как современный крупный боевой корабль является наиболее сложным инженерным сооружением современности. Технический облик современного корабля определяется «среднеарифметическим» уровнем промышленности в целом, то есть для кораблестроителей важны не только «смежники» – оборонные отрасли промышленности, но и тяжелое машиностроение, станкостроение, металлургия и другие отрасли.
Наиболее важной тенденцией развития военных флотов в ближайшем будущем очевидно станет ограничение роста стоимости боевых кораблей при обеспечении необходимого уровня их эффективности.По мере развития передовых информационных технологий все большая доля стоимости перспективных кораблей будет приходиться на средства обнаружения, боевого управления, поражения и обеспечения необходимого уровня боевых свойств кораблей, а меньшая – на корпус, энергетику и общее обустройство. Результатом этого процесса станет стабилизация водоизмещения кораблей основных классов, а дальнейшее ограничение роста их стоимости будет осуществляться за счет ограничения числа устанавливаемых на корабли средств. Таким образом, на смену задаче оптимизации характеристик того или иного вооружения перспективных кораблей приходит задача выбора оптимального набора самих этих средств.
Как показали исследования, проведенные в АО «ЦМКБ «Алмаз», рост стоимости военно-морских вооружений не позволяет развернуть строительство новых кораблей такими темпами, чтобы было возможно в будущем заменить ими весь действующий корабельный состав. Поэтому многие ведущие морские державы пошли по пути создания не только минимально необходимого количества мощных надводных кораблей, предназначенных для решения задач защиты суверенитета и противостояния другим государствам, но и поддержания необходимого количественного состава флотов за счет менее крупных, но все же достаточно мощных кораблей, способных, пусть с ограничениями, решать задачи национальной безопасности, а также обеспечивать защиту от пиратства, свободу коммерческого судоходства и другие задачи.