Социализация личности
Современное общество предъявляет высокие требования к нашим детям: они должны с ранних лет принять на себя жестокую несправедливость мира. Да, да...Вы не ослышались, все реально так. Дети начинают познавать мир совершенно иначе, совершенно не так, как это делало поколение наших родителей или бабушек. Ребенок рождается в непрерывно меняющихся условиях. Перемены происходят настолько быстро, что некоторые этапы и направления социальной жизнедеятельности просто проходят мимо нас. В этой связи, от ребенка требуется приспособление, ускоренное восприятие информации и переориентация деятельности. В результате возникают проблемы с психическим развитием и ряд иным сложностей в формировании детской личности. Чтобы понять все это, рассмотрим, что представляет собой социализации с научной точки зрения.
Понятие социализации
В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.
Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.
В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.
Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений.
Человек - это социальное существо. Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.
Процесс социализации личности предполагает привыкание человека и его внедрение в общественную среду. Различают два вида социальной адаптации:
1. Биофизиологическая адаптация личности – это привыкание личности к природным факторам и условиям ее функционирования. Человек постепенно привыкает к температурным условиям обитания и их смене, влажностью воздуха, атмосферным осадкам, смене времен года. Кроме того, такая адаптация связана с возможностью принятием человеком изменений в своем организме, его постепенном развитии. Личность адаптируется путем использования дополнительных материальных средств, а также активизации психических процессов, их регулированию.
2. Психологическая адаптация – это процесс привыкания личности, ее внутреннего мира, качеств, приспособление своей индивидуальности к социальной среде, ее условиям, нормам и требованиям. Каждый индивид выполняет в социуме определенные роли. В процессе этой адаптации личность приобретает определенный социальный статус, который определяет ее положение в социальной сфере, функциональную роль, правовые возможности.
Этапы социализации личности
Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:
· освоение социальных норм и ценностей и норм;
· стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
· интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.
Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.
Основными считаются следующие этапы:
1. Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
2. Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
3. Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:
· Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
· Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
· Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
4. Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.
5. Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.
Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.
Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.
Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.
Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.
Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.
Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.
Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.
Факторы, влияющие на социализацию
На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.
Выделяют четыре группы факторов социализации:
1. Микрофакторы. К ним относятся социальные параметры, которые определяют жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни, социально-экономическое устройство общества. Сюда входят малые социальные общности: семья, учреждения образования и воспитания, различные религиозные заведения.
2. Мезофакторы. К ним относятся параметры общественного устройства, а именно того микросоциума, в котором обитает индивид. Сюда входит: местопребывания, тип поселения, его коммуникации, национальная принадлежность, традиции и обычаи этого общества.
3. Макрофакторы. Это параметры социализации личности, как к социальной, так и к природной среде обитания, которые связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.
4. Индивидуальные факторы. Сюда входят показатели развития личности на определенном возрастном этапе. От них зависит восприятие личности общественной среды, ее возможности и способности к прохождению процесса адаптации.
Таким образом, ребенка необходимо приспосабливать в раннего детства к тому, что его ждет в реальном мире. Он должен понимать, что на него воздействуют не только те люди, которые его окружают, но и весь мир в целом - со всеми его законами, положительными и отрицательными факторами.