Найти тему
На пенсию в 35

Как я инвестировал в игры. Истории идиота-инвестора

Оглавление

Сегодня я расскажу о своем опыте "венчурного" инвестирования. Почему в кавычках? Потому что полноценным венчуром это сложно назвать. Публикую уже седьмую часть моих глупостей и приключений. Ссылки на предыдущие части приведены в конце статьи.

Скриншот одной из моих игр. Алиса в стране чудес.
Скриншот одной из моих игр. Алиса в стране чудес.

2011 год. Я сижу на мероприятии Apple-разработчиков. Слушаю создателей игры Cut The Rope. Помните такую? Студенты-задроты (с виду) с улыбкой на лице рассказывают о том как на коленке придумали простенький геймплей и срубили миллионы долларов. Внутри меня море чувств: возмущение, “белая” зависть, азарт. Как так вообще? Что они себе позволяют? Чем я хуже?🤑

В моих глазах опасный блеск. Он приводит меня к тому, что я знакомлюсь с командой разработчиков. Ребята уверяют, что одной левой сделают игры не хуже. Только дай денег.

Я вкладываю более миллиона рублей. Парни снимают офис в центре, покупают дорогое оборудование, нанимают персонал. Через три месяца я снова вижу их в своем офисе. Разработчики просят еще миллион. Мол, они все проели. Я посылаю их лесом и закрываю лавочку. Ранее я уже вскользь описывал эту историю в статье про инфантильных инвесторов. Но сейчас речь о другом.

Я так и не смог толком поучаствовать в “золотой лихорадке” мобильных игр и приложений. Сейчас понимаю, что скорее выиграл, чем потерял. Шансы на успех были ничтожными. В течение 5 лет я пристально следил за рынком. И с опытом понял, что совершил кучу ошибок. Перечислю их.

Ошибка 1. Я вложил свой капитал

Писал про это много раз. Если вы даете деньги другим людям, то вы - “мешок денег” без знаний и ума.

В моем окружении есть люди, которые давали “ангельские” инвестиции сторонним проектам. Некоторым удалось получить сверхприбыль. Сегодня они мелькают в статьях про стартапы и рассказывают о своих историях успеха. Для меня очевидно, что это ошибка выжившего. Я изучал статистику венчурных фондов. Более 90% из них умирает. Доходности многих балансируют на уровне относительно “безопасных” инструментов фондового рынка. И единицы (подчеркиваю, единицы) срывают джекпот.

А кто же выигрывает? Для меня венчур - это когда я рискую временем, а не капиталом. Причем рискую веерно, делаю ставку на разные предприятия. В случае с игрушками я должен был сам разобраться во всем, сам нанять команду. Обязательно за чужие (!) деньги. То есть те ребята оказались умнее меня. Они поигрались за мои деньги. Не вышло. Разбежались. И пошли делать игры под крылом других “мешков с деньгами”. Наверняка у некоторых даже получилось достичь успеха.

Ошибка 2. Я опоздал

Это был 2011 год. Напомню, что первый iPhone появился аж в 2007. Магазин приложений появился через год, если не ошибаюсь. То есть были люди, которые моментально поняли, что нас ждет мощный технологический рывок. Они зашли в поезд намного раньше.

Есть четкое правило. Если вам кричат про окно возможностей, которое бывает раз в жизни, то вы уже опоздали. Игра сделана. Когда возможность еще есть, то ваши знакомые крутят пальцем у виска и говорят, что вы - идиот.

Ошибка 3. Я не знал что такое “кровавый океан”

Количество игр и приложений давно стало измеряться сотнями тысяч и миллионами. А мы знаем об успехах единиц. Apple и Google заставляют тысячи команд со всего мира играть в игру с заранее известным результатом. Не забывая при этом забрать у разработчиков грабительские 30% от выручки. Это как если бы вы устроились таксистом в Яндекс в надежде стать миллионером.

В эпоху золотой лихорадки озолотились те, кто продавал карты и лопаты, а не те, кто искал золото. Это правило пора вытатуировать на моем теле. На моих глазах в мобильном сегменте из ниоткуда появились десятки посреднических компаний - сервисы аналитики и рекламы, платежные системы, рекламные агентства. Они конкурировали с единицами. Сейчас эти хитрые ребята стоят сотни миллионов долларов. Шансы на успех в этом направлении были на порядки выше.

Ошибка 4. Я думал, что разбираюсь в играх

Это, конечно, не так. Да, мой геймерский опыт уходит аж в начало 90-ых. Я поиграл на всех платформах и устройствах. Прошел кучу игр. Но это не делает меня крутым разработчиком игр.

Создание игр - это целая наука. А мобильные игры - отдельное ее направление. Недаром многие компьютерные игровые компании с треском провалились на мобильных платформах. Они применяли старые способы геймдизайна, маркетинга и монетизации.

Ошибка 5. Я не знал, что в игровом сегменте есть венчур внутри венчура

Знаете как работают профи? Они заранее не уверены в успехе. Даже те, кто побывал на олимпе. Поэтому самые умные подстраховываются. Делают они это веерно. Нанимают несколько маленьких студий. Делают десятки и сотни игр. Кто-то выстреливает и кормит потом остальных

Сколько игрушек попытался сделать я? Две! Так себе диверсификация.

Скриншот одной из моих игр. Тамагочи
Скриншот одной из моих игр. Тамагочи

Ошибка 6. Я не знал, что мобильные игры - это в первую очередь маркетинг и “злая” механика

Маркетинг бывает двух типов.

Способ первый - вы взасос целуетесь с администраторами Apple и Google. Они вас замечают. На конференциях разработчиков или еще где-то. Далее вашу игру ставят на первые полки онлайн-магазинов (фичерят). И наливают вам миллионы пользователей. Я не знал как преуспеть в этих лоббистских играх. Лозунг “делай крутые игры и тебя заметят” звучит наивно.

Способ второй. Вы вбухиваете миллионы долларов в рекламу в надежде, что отобьете затраты внутри игры.

Как это сделать? При помощи “злой” механики. На моем телефоне и планшете вообще не осталось игр. Хотя я в прошлом заядлый игроман. Почему так получилось? Потому что я понимаю, что игры от искусства скатились в сторону выжимания денег из пользователей любым способом. Не понимают этого только малограмотные.

Правила вроде понятные. Ничего плохого в них нет. Я даже играл по ним в других бизнесах и достигал успеха. Опыт в создании игр предопределил мою будущую инвестиционную стратегию.

Истории идиота-инвестора в хронологическом порядке:

  1. “Чудо”-инвестиция в Черногорию.
  2. Как я чуть не купил паспорт “банановой” республики.
  3. Как я покупал золото.
  4. Как я страховал свою жизнь.
  5. Как я сдавал “однушки”. Эту историю можно найти в моей книге.
  6. Как я строил “родовое гнездо” . Эту историю тоже можно найти в моей книге.

Ставьте лайк, если статья понравилась.

Не согласны с автором? Закидайте его помидорами в комментариях.

И подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет" @pensiya35