Найти тему
Дом Среди Лавров

10 самых таинственных пейзажей великих художников

Оглавление
Винсент ван Гог «Звёздная ночь», 1889
Винсент ван Гог «Звёздная ночь», 1889

Пейзаж может быть не просто красивой картиной, которая украшает комнату, или стену музея. Присмотритесь, вдруг в самой обычной и невзрачной картине таится настоящий ребус? Деревья, леса, поля, горы, солнце луна, день и ночь, но где-то между этими стихиями прячется истина, или то, что окутывает наш разум, очаровывает, сводит с ума. Предлагаю погрузиться в самые таинственные пейзажи легендарных художников.

10. Пейзаж из картины «Благовещение», 1472-1475. Художник Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи «Благовещение», 1472-1475
Леонардо да Винчи «Благовещение», 1472-1475

Сальвадор Дали, когда-то сравнивал великих художников. Он дал оценку каждому за его цвета, рисунок, уникальность и другие качества. За "тайну" он дал Леонардо да Винчи 10 балов. Разве это не одна из сильных сторон Леонардо?

Пейзажи на его картинах очень загадочны. Некоторые из них - пугающие, фантастические миры, другие - это настоящий рай.

Леонардо да Винчи «Благовещение», 1472-1475. Фрагмент
Леонардо да Винчи «Благовещение», 1472-1475. Фрагмент

Посмотрите на этот странный порт с высокими горами на картине «Благовещение». Здесь, деревья служат, словно стеной, которая отделяет этот пейзаж от основного сюжета. Кажется, что он в другом мире. Темные оттенки деревьев создают особый контраст. Едва можно уловить, освещает ли солнце пейзаж? Горы сливаются с морем и теряются в облаках. Надо отметить, что Леонардо уделял особое внимание горам в своих пейзажах, он их очень любил. Они одновременно прекрасные и пугающие, в них есть загадка не меньше, чем в улыбке Джоконды. Возможно, это образ первозданной природы, где еще нет человека.

Леонардо да Винчи «Благовещение», 1472-1475. Фрагмент
Леонардо да Винчи «Благовещение», 1472-1475. Фрагмент

Считается, что это одна из ранних работ Леонардо. О ней не было известно до 1867 года, пока ее не переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерее Уффици.

Картина находится в галерее Уффици, Флоренция, Италия.

09. «Переправа через Стикс», 1515—1524. Художник Иоахим Патинир

Иоахим Патинир «Переправа через Стикс», 1515—1524
Иоахим Патинир «Переправа через Стикс», 1515—1524

Пейзаж с Хароном, пересекающим Стикс - картина фламандского художника Северного Возрождения Иоахима Патинира. Этот мистический пейзаж вписывается в общие направления искусства северного ренессанса и раннего маньеризма. Многие художники, в том числе Патинир, обучались в Италии. Путешествия на юг вдохновляли их на новые идеи, связанные с представлениями о мире природы.

Иоахим Патинир «Переправа через Стикс», 1515—1524. Фрагмент. Харон, который переносит душу к воротам Аида.
Иоахим Патинир «Переправа через Стикс», 1515—1524. Фрагмент. Харон, который переносит душу к воротам Аида.

В этой картине смешались традиции Страшного суда и античные мотивы. Большая фигура на лодке – это Харон, который переносит души мертвых к воротам Аида. Пассажир в лодке, судя по его выражению лица, находится в ожидании - это человеческая душа, перед выбором между Небесами слева или Адом справа. Река Стикс делит картину по центру. Это одна из четырех рек подземного мира, которая проходит через самую глубокую часть ада. С левой стороны картины находится райский источник.

Иоахим Патинир «Переправа через Стикс», 1515—1524. Фрагмент. Рай.
Иоахим Патинир «Переправа через Стикс», 1515—1524. Фрагмент. Рай.

Эта работа схожа с триптихами Босха, так называемый мировой пейзаж.

Иоахим Патинир «Переправа через Стикс», 1515—1524. Фрагмент. Ад.
Иоахим Патинир «Переправа через Стикс», 1515—1524. Фрагмент. Ад.

Мистика этого пейзажа заключается в совмещении сказочного и реального. И если у Босха сказочность зашкаливает, то в этой картине Патинир динамично представляет Ад и Рай, одинаково отдавая предпочтение добру и злу, между которыми в ожидании пребывает душа.

Картина находится в Музее Прадо, в Мадриде, Испания.

08. «Деревья и бесы», 1865–1941. Художник Сидни Герберт Сайм

Сидни Герберт Сайм «Деревья и бесы», 1865–1941. Источник: Sidney H. Sime Art Gallery
Сидни Герберт Сайм «Деревья и бесы», 1865–1941. Источник: Sidney H. Sime Art Gallery

Этот художник мало известен современному зрителю. В русскоязычных источниках я видел редкие упоминаний о нем.

Английский художник известен иллюстрациями к Лорду Дансени, выполненными в поздневикторианском стиле. Однако, среди его работ встречается множество таинственных пейзажей в теплых приглушенных тонах, лишенные людей, перемежающиеся фантастическими сценами, которые более узнаваемы, как творчество иллюстратора. Его мягкие темные леса под розовыми облаками успокаивающие и тихие, но в них есть, что-то странное, что-то особенное.

Сидни Герберт Сайм «Пейзаж и небо». Источник: Sidney H. Sime Art Gallery
Сидни Герберт Сайм «Пейзаж и небо». Источник: Sidney H. Sime Art Gallery

Биография художника тоже покрыта мраком и тайной. Есть сведения, что он был настоящим затворником. Он испытывал презрение к славе и жил вне художественной тусовке тех времен. Несмотря на разнообразие, его карикатурные, фэнтезийные и пейзажные работы объединены элегантной линией, а также зачастую интенсивным вниманием к деталям с участием потусторонних фигур и мотивов. Говард Филлипс Лавкрафт называет Сайма художником, способным запечатлеть «за гранью реальности», а художник Роджер Дин, известный своими работами по обложкам рок-групп, также ссылается на Сайма в качестве влияния.

Иллюстрация Сидни Герберта Сайма
Иллюстрация Сидни Герберта Сайма

Много его работ находятся сегодня в галерее Мэри Броутон. Там, мы можем найти несколько странных мозаичных пейзажей. На многих из них, мы встречаем странные линии, скорее всего это были шаблоны и планы для мозаики. Сайм писал пейзажные сцены после переезда в Пертшир в 1898 году, посетив сельскую местность в этом регионе, у которого была богатая фольклорная история. Это шотландские леса, где местное население, как полагают, преследуют бесы.

Сидни Герберт Сайм «Темные Сосны». Источник: Sidney H. Sime Art Gallery
Сидни Герберт Сайм «Темные Сосны». Источник: Sidney H. Sime Art Gallery

Можно сказать, что это действительно планы для мозаики, однако существует одна картина, которая, кажется демонстрирует связь между реальным и фантазийным миром художника. Называется она «Деревья и бесы».

Сидни Герберт Сайм «Деревья и бесы», 1865–1941. Источник: Sidney H. Sime Art Gallery
Сидни Герберт Сайм «Деревья и бесы», 1865–1941. Источник: Sidney H. Sime Art Gallery

Здесь, квадратные прямоугольные линии превращаются во что-то осязаемое: мистические танцующие фигуры с конечностями и пальцами, пробирающимися сквозь деревья. Фигуры сочетаются с фантазийными иллюстрациями Сайма и даже напоминают его детские зарисовки. Вот его картина «Леса и темные животные»:

Сидни Герберт Сайм «Леса и темные животные», 1865–1941. Источник: Sidney H. Sime Art Gallery
Сидни Герберт Сайм «Леса и темные животные», 1865–1941. Источник: Sidney H. Sime Art Gallery

Хотя, это может быть просто незаконченная работа, или неудачная картина, где художник решил накалякать, прежде чем бросить работу. Ведь эти очертания выглядят немного неуместными. А может быть, это цифры? В любом случае, пейзажи этого художника очень загадочны.

Картина находится в Sidney H. Sime Art Gallery в Уорплсдоне, Англия.

07. «Крест в горах», 1808. Художник Каспар Давид Фридрих

Каспар Давид Фридрих «Крест в горах», 1808
Каспар Давид Фридрих «Крест в горах», 1808

Перед нами очень новаторский пейзаж для того времени. Здесь, соединяется религиозная живопись и обычный пейзаж, который считался простым жанром. На картине на огромной темной скалистой горе, поросшей ельником, возвышается крест с распятым Иисусом, как позже выяснилось - это скульптура. За горой прячется солнце на закате, художник подчеркивает его лучами. О закате мы можем догадаться и по облакам, освещенным тусклым светом вечернего солнца и по темному контрасту горы.

Каспар Давид Фридрих «Крест в горах», 1808
Каспар Давид Фридрих «Крест в горах», 1808

Религиозную насыщенность картины выдает ее оформление в виде алтаря и христианская символика: всевидящее око и колосья пшеницы с виноградом отсылающие к евхаристии.

Картину художник писал, как подарок королю Швеции Густаву IV Адольфу, однако она так и не попала к нему, а оказалась в руках графа Франца Антона фон Тун-Гоген­штейна. Художник поставил условие, что пейзаж должен стоять на пьедестале, задрапированный темной тканью и находиться в капелле замка фон Тун-Гогенштейнов Течен. К сожалению, никто художника не послушал и полотно оказалось в супружеской спальне.

Сам Каспар дал трактовку этому пейзажу. Скульптура, которая возвышается на горе - это символ Христа, отражающего свет Бога Отца. На картине этот свет представлен, как заходящее солнце. Растительность в виде зеленых елей и плюща символизируют надежду на вечную жизнь, а сама гора с распятием означает христианскую веру.

Картина находится в Картинной галерее в Дрездене, Германия.

06. «Лунная ночь на Днепре», 1880. Художник Архип Куинджи

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880
Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880

Особая игра света, как известно, почти всегда вызывает яркие впечатления у зрителей. Вспоминаем Империю света Рене Магритта, которая стала самой продаваемой работой у художника. Однако, Куинджи не стал смешивать день и ночь, он решил мастерски продемонстрировать все оттенки лунного света. Художник работает в основном с двумя цветами — чёрный и фосфорический зелёный. Как день и ночь Магритта, черный и зеленый создают фантастическое свечение, от которого невозможно оторваться. Куинджи доказал, что ночь - это не просто тьма, а самое настоящее чудо! Недаром, художник Иван Крамской писал, что испытывал «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом» полотна «Лунная ночь на Днепре».

Здание Общества поощрения художников, в котором проходила выставка (фотография 1912 года)
Здание Общества поощрения художников, в котором проходила выставка (фотография 1912 года)

Картина вызвала грандиозный успех. Осенью 1880 года была организованна целая выставка, посвященная единственной картине «Лунная ночь на Днепре» - такие выставки (посвященные одной картине) бывали редко. Люди говорили о необычной реалистичности света на картине, многие высказывали предположения об особенных красках, использованных художником. Другие заглядывали за картину, пытаясь там найти источник света, многим казалось, что картина написана на стекле. Вот так звучит предположение одного из зрителей:

«Интересно хорошенько рассмотреть в лупу: из каких красок составлен этот свет; кажется, и красок таких-то нет. Просто дьявольщина какая-то».

Картина находится Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

05. «Скалистый пейзаж с дорогой и рекой» (между 1615 и 1630 годом). Художник Геркулес Сегерс

Геркулес Сегерс «Скалистый пейзаж с дорогой и рекой»
Геркулес Сегерс «Скалистый пейзаж с дорогой и рекой»

Перед нами офорт голландского живописца. И знающие люди сразу же скажут, ну какой же это голландский сюжет, где путники, всадники, крестьяне, где та жизнь, которая кипит на полотнах голландской живописи? Здесь, царит мрачная пустота, лишь вдалеке мы видим деревушку, но и она, словно вымерла.

Любопытен и подход к работе живописца. Пористая структура гор и мрачные краски, где едва можно различить цвета. Перед нами гравюра, а кажется, что это живописное полотно. Ракурс также необычен для того времени, так называемый «взгляд сверху» можно увидеть у более ранних мастеров, например, Брейгеля Старшего.

Картина находится в Рейкс мюсеуме, в Амстердаме, Нидерланды.

04. «Ангелы ночи»,1891. Художник Вильям Дегув де Нункве

Вильям Дегув де Нункве «Ангелы ночи»,1891
Вильям Дегув де Нункве «Ангелы ночи»,1891

Конечно, самый таинственный пейзаж у бельгийского художника символиста считается «Розовый дом»:

Вильям Дегув де Нункве «Розовый дом», 1892
Вильям Дегув де Нункве «Розовый дом», 1892

Но в связи с тем, что мы с вами говорили об этой картине в прошлых статьях, я решил выбрать другую, более фантастическую, но не менее загадочную работу. Называется она «Ангелы ночи». Вообще, все пейзажи у этого художника покрыты тайнами и буквально изобилуют мистическим настроением.

Вильям Дегув де Нункве «Ангелы ночи»,1891
Вильям Дегув де Нункве «Ангелы ночи»,1891

Здесь, мы видим ночной сад, освещенный лунным светом, в котором витают влюбленные ангелы. Они подобны призракам в длинных одеяниях. У клумбы сидит ангельский ребенок, который может олицетворять одиночество и ненужность. Зрелые работы Вильяма с их сверхъестественными элементами и его ночные сцены приобретают тревожную странность. Первые же пейзажи у художника были в основном безлюдными.

Картина находится в музее Крёллер-Мюллер, в Оттерло, Нидерланды.

03. «Странные путешественники» (романский пейзаж), 1922. Художник Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико «Странные путешественники» (романский пейзаж), 1922
Джорджо де Кирико «Странные путешественники» (романский пейзаж), 1922

Мне кажется, но иногда нет смысла рассуждать о работах Кирико. Одни названия его картин уже многое объясняют, например «Меланхолия и тайна улицы», или же «Странные путешественники». Вот только, где здесь эти странные путешественники?

Это одна из поздних работ Кирико, где он осторожно уходит от своих метафизических пустынных городских ландшафтов. Его картины начинают населять люди, а город смешивается с природой. На картине «Странные путешественники» за домами неожиданно появляется гора, а на облаке восседает ангел. И не смотря на то, что здесь по-прежнему много статуй, которые всегда были частыми гостями на картинах Кирико, в этом пейзаже присутствует много людей. Они не похожи на местных жителей и выглядят словно гости на каком-то мероприятии или же постояльцами гостиницы. Скорее всего, именно они и являются странными путешественниками. Что здесь делает ангел на туче, который явно скорбит и почему его замечает лишь одна дама, есть ли какая-то связь между воздушным змеем и ангелом? Этот пейзаж оставляет очень много вопросов...

Где находится сейчас эта картина я не знаю, возможно в частной коллекции.

02. «Притихло» 1890 г. художник Николай Дубовской

Николай Дубовской, «Притихло», 1890. Государственный Русский музей
Николай Дубовской, «Притихло», 1890. Государственный Русский музей

Это один из самых значимых пейзажей в творчестве художника. О нем отозвались многие известные художники. Исаак Левитан писал, что «такой захват от самой природы, как "Притихло", где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет». Художник Василий Бакшеев отмечал, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением».

Как и в случае с «Империей света» Магритта и «Лунной ночью Куинджи», пейзаж «Притихло» Николая Дубовского пользовался особым успехом. Например, Павел Третьяков очень желал приобрести эту картину и заказал себе авторское повторение. Эта версия картины хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве:

Притихло (авторское повторение, холст, масло, 86 × 143 см, 1890, ГТГ)
Притихло (авторское повторение, холст, масло, 86 × 143 см, 1890, ГТГ)

Николай Дубовской как-то писал:

«Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом "Притихло". Это и есть название моей картины»

Художник сумел вызвать у зрителя знакомое чувство тревоги и беспомощности перед стихией. При этом, пейзаж демонстрирует таинственное состояние природы, ее замирание, готовность к настоящей буре. Здесь, опять идут в ход контрасты, яркий свет и тень удачно гармонируют, создавая тревожную атмосферу. Нам остается лишь гадать, успеет ли добраться до берега гребец в лодке.

Картина находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

01. «У ворот парка», 1878. Художник Джон Эткинсон Гримшоу

Джон Эткинсон Гримшоу «У ворот парка», 1878
Джон Эткинсон Гримшоу «У ворот парка», 1878

Ну и конечно Гримшоу, эта статья не может быть без его пейзажей!

Тайна, загадка, мистическая игра света всегда преследует пейзажи Гримшоу. Здесь, как и в случае с Вильямом Дегувом, трудно выбрать одну картину. Однако я решил за основу взять пейзаж «У ворот парка», который мне показался особенно мистическим и даже зловещим.

Лунная ночь после дождя - частый сюжет для картин Гримшоу. Грязная дорога, мокрая осенняя трава, деревья с опавшими листьями на мрачные кусты – похоже на ночной пейзаж позднего октября. Впереди загадочный особняк, по направлению к которому направляется дама. Луна - единственный источник света на ее пути.

Трактовать эту и другие картины Гримшоу нет особого смысла. Здесь может быть все что угодно. Можно сойтись на том, что в этом доме находятся Джордж Гордон Байрон и Перси Биши Шелли.

Картина сейчас находится в приватной коллекции.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам нравится тема искусства:

10 загадочных картин великих художников

Странные существа на картинах великих художников

Самые загадочные существа на картинах Иеронима Босха

Загадка картины Империи света Рене Магритта

Источники:

https://artforintrovert.ru/tpost/hkgv3xjjvo-5-glavnih-priemov-leonardo-da-vinchi

https://legacy-time.ru/works-art/26/

https://artuk.org/discover/stories/patterns-in-the-sky-the-mysterious-landscapes-of-sidney-herbert-sime#

https://arzamas.academy/mag/542-landscapes