Казалось бы, трудно представить себе вещи более несовместимые, чем бизнес и социальная сфера. Как совместить зарабатывание денег и решение социально значимых проблем? Руководитель «Центра инноваций социальной сферы Волгоградской области» Елена Кузьмина рассказывает:
Социальные предприниматели ставят во главу угла не коммерческую составляющую, а внутреннюю потребность нести людям добро. Рентабельность такого бизнеса ниже, чем проектов high-technologies, а вот КПД очень высок! Это неоценимый вклад в здоровье и воспитание детей, сердечная благодарность и слёзы радости участников социальных проектов.
Там, где есть прибыль - всегда есть неоплаченный труд наёмных работников. Какими бы благими намерениями, заявлениями и устремлениями ни была прикрыта эксплуатация – она всегда остаётся эксплуатацией, извлечением частной прибыли из общественного труда.
Что такое «доступно для всех»? Доступным для всех было советское школьное, а, со временем, и высшее образование. Оно было бесплатным. Мало того, государство ещё платило стипендии за хорошую учёбу. Не имитацию стипендий, как сейчас, а нормальные деньги, на которые можно было жить. Доступной для всех была советская медицина – она была бесплатной и круг медицинских услуг не ограничивался страховым полисом.
Что такое «доступный для всех» бизнес? Он всегда предполагает собой плату за оказанные услуги, от которой лишь часть попадёт в руки работников, а остальное осядет в кармане предпринимателя. Символическую цену этих услуг может обеспечивать, например, государство, которое направит часть средств, собранных с того же населения в виде налогов на поддержку бизнеса. Читай в карман бизнесмена.
Конечно, в рамках капиталистической системы – подобные «бизнесы» необходимы и полезны, в первую очередь для тех, кто нуждается в дешёвых устройствах, приспособлениях, в досуге для детей и прочих товарах и услугах. Но не стоит обманываться сладкими речами бизнесменов и прикормленных журналистов.
Краеугольным камнем деятельности этих «благотворителей» остаётся прибыль. А это неоплаченный труд наёмных работников, который распределён как напрямую из труда работников «благотворительных» организаций, так и опосредовано через налогообложение. Ведь налоги, которые платит бизнесмен – так же происходят из неоплаченного труда рабочих.