Приветствую всех! Многие из нас хорошо помнят и любят советские фильмы об усиленном перевоспитании активистами несознательных граждан и становлении последних передовиками производств, как в "Неподдающихся" (1959), например. Я считаю, что "спасти" и переделать кого-то против воли невозможно, пока сам человек не поймёт, что должен измениться. Это наглядно показано в трагикомедии Георгия Данелии "Афоня" 1975-го года.
Афанасий Борщев - неунывающий слесарь-сантехник ЖЭКа. Живёт он легко и беззаботно, припевая на ходу. На деле, Афоня безответственный и несознательный человек. Он не принимает никакого участия в общественной жизни, происходящим вокруг него и в мире не интересуется, не придерживается никакой гражданской позиции, даже телевизора у него нет, а "газет он не выписывает". Зато любит отдохнуть за кружкой пива, или бутылкой водки один, с другом, или со случайными знакомыми. Живо интересуется эффектными дамочками. В общем, зритель так и наблюдал бы историю, как "рабочий человек в хулигана и пьяницу превращается", но в жизнь Афони постоянно вмешиваются эти самые разные дамочки...
С первого взгляда на Тамару становится понятно, что женщина она боевая, с жёстким характером, самостоятельная, решительная, доминирующая в отношениях с Борщевым. Вероятно, в своё время Афоня покорил её своим обаяние и ухаживаниями. А инициативная Тамара решила серьёзно взяться за "поддающего" слесаря, чтобы "у них было всё как у людей". Но, видимо, действовала как-то не совсем так, или слишком напористо, поэтому за два года не смогла сделать из него достойного себя человека.
Однажды на вызове по работе Борщев встречает Елену, хозяйку квартиры, в которую влюбляется с первого взгляда. По этой красивой и ухоженной женщине сразу видно, что она хорошо обеспечена, ни в чем себе не отказывает. Постоянная улыбка на лице Елены свидетельствует о том, что она очень довольна своей жизнью и менять ничего в ней не собирается. А вот Афоня, наоборот, готов меняться ради того, чтобы произвести впечатление на такую, как Елена. Не пить и стать пока ещё в мечтах образцовым мужем для неё. Тогда ещё Афанасий не осознает, что содержать такую женщину ему не по карману.
Но Борщева ждёт разочарование. Он понимает, что Елена и её муж принадлежат к совершенно другому кругу людей, у которых свои интересы и развлечения. А простому работяге нет места на этом празднике жизни. Для Елены Афоня всего лишь "добрый крокодил Гена", но не более. И стимул стать лучше у Борщева исчез...
Ещё в начале фильма Афоня как бы случайно знакомится на танцах с неприметной девушкой Катей Снегиревой. Для Борщева эта встреча не имеет никакого значения, т.к. его интересует женщины более взрослые и модно одетые. А для Кати, знающей Афоню уже давно, это шанс, наконец-то, привлечь к себе его внимание. Скромная и тихая на вид девушка начинает искать всевозможные поводы встретиться с Афанасием, поджидает его у дома, первая приглашает пойти куда-то вдвоём. Готова предложить свою любовь и сделать жизнь Борщева гораздо лучше, а, заодно, преобразить и его самого. Но ему это совсем не нужно, т.к. Катя совсем не его идеал.
О Кате Афоня вспоминает, когда алкоголь не помогает забыться ему в "горе" по несостоявшимуся роману с Еленой. А потом - и в более тяжёлый период, когда он понял, что остался совсем один, и никому он не нужен, кроме Кати. О любви со стороны Афанасия здесь речи не идёт. Для него Катя-это, скорее, путь к спасению и возможным духовным переменам. Я думаю, это так. Хотя, кто знает, возможно, это будет крепкий союз. Во всяком случае, финал истории оптимистичный и что-то обещающий
Благодарю за внимание!)