Арт-терапия (англ. – art, искусство, буквально: лечение искусством) — направление в психотерапии и психокоррекции, воздействующее на психоэмоциональное состояние человека и основанное на искусстве и творчестве.
Термин АРТ-ТЕРАПИЯ возник в 1938 году. Ввел его в употребление британский художник Адриан Хилл. Будучи на лечении в санатории, художник заметил, что живопись помогает выздоровлению. Хилл тогда занялся рисованием и с другими пациентами. Это отвлекало от болезни или травмы. А ещё помогало избавиться от негативных эмоций, полученных на войне. Выражая тревогу на листе бумаги, они исцелялись.
Давно известно, что многие болезни имеют психосоматическую природу, говорят, что все болезни «от нервов». Человек переживает негативные эмоции внутри себя, не знает, как их выплеснуть и они, в конечном итоге, образно говоря, «осаживаются» на какой-то орган болезнью или ограничениями в жизни.
Терапия рисунком это упражнение для души и тела. Оно поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие.
Виды арт-терапевтических упражнений:
- Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;
- Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;
- Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;
- Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.
Также арт-терапия применяется в психологических трансформационных играх. Например, в играх «Живые эмоции» 1.0 и 2.0.
«Тот, кто играет меня» автора Оксаны Гординой предлагает использовать метод арт-терапии через терапевтические рисунки. В этой игре терапевтический рисунок называется «Четыре стены моего ограничения».
Целью самой игры «Тот, кто играет меня» является вначале диагностика участником имеющегося негативного сценария, а затем изменение или коррекция своего поведения для достижения поставленного запроса перед началом игры. А рисунок помогает увидеть себя, свои ограничивающие убеждения со стороны.
На первом ходу игры участник рисует себя (человека) на листе бумаги. За время игры по всем четырем сторонам участник рисует “Стены”, каждая стена имеет свое значение. Итак, первая стена - эмоции, вторая стена - ситуации, в которых проявляются эти эмоции или проявлялись ранее, третья стена - выгода от ситуации, четвертая стена - какова цена успеха. Участник располагает “Стены” по своему усмотрению, внутренним ощущениям, рисовать предлагается простым или цветными карандашами. Цель рисунка, увидеть итог того, как человек оказывается в рамках сценария и сформировать желание участника выйти за нарисованные рамки.
После того, как рисунок будет готов, важно рассмотреть расположение «стен» вокруг человека и сделать объективную интерпретацию. Для этого используем методику проективных психологических тестов. Диагностируя рисунок в игре, можно сделать множество открытий. Например, понять значение того, где расположена фигура человека. Какие размеры рисунка человека, все ли части тела прорисованы.
Расположение стен вокруг человека
Обращаем внимание на то, с какой стены участник начал рисовать свои стены.
Нижняя часть – опора человека. На чем стоит, на что полагается.
Верхняя часть – что давит на вас, не дает расти, выйти за рамки ограничений.
Левая часть – прошлые впечатления, иллюзии прошлого, которые могут
распространяться на мысли о будущем.
Правая часть – что направлено в будущее.
Следующий диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.
Горизонтальный формат выбирается обычно, стремящимися охватить одновременно как можно больше областей в жизни.
Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то одном деле.
Далее, участнику предлагается найти выход через какую-то стену или предложить найти свой вариант выхода. Участник может проявить свое творчество и смекалку, чтобы изменить свою линию поведения. Дорисовать рисунок, раскрасить его тоже является способом найти выход из сложной ситуации, гармонизировать рисунок и состояние участника игры. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении. Когда участник хотел бы стереть линию, но боится это сделать, боится стереть какую-то стену и начинает фантазировать о том, что может просочится сквозь нее, дорисовывать двери в стенах и т.д., это по сути страх перемен. Боится что-то существенное изменить в своей жизни. Привычнее быть в стенах, чем быть наказанным за стертую стену. Скорее всего в детстве инициатива подавлялась или была принята взрослыми не так, как ожидал ребенок (теперь уже взрослый игрок).
Выполнение упражнений по арт-терапии создает позитивный настрой и снимает эмоциональное негативное напряжение. Способствует развитию образного мышления на основе осознанности своих чувств и эмоций.
Главная цель арт-терапевтических заданий — это знакомство со своим внутренним миром, познание своего «Я». При этом формируется представление о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями.
Упражнения по арт-терапии — это снятие зажимов сознания, избавление от страхов и внутренних комплексов. Участникам не нужно задумываться о художественной ценности своих действий в творчестве, рисунок может быть довольно схематичным, главное, что в созданном образе отражается его собственное "Я".
благодарю за помощь в написании материала куратора игры "Тот кто играет меня" Светлану Пономаренко.