Найти тему
Культурный Петербург

ПОХОЖДЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕСЫ

«Подкидыш» режиссер Антон Борматов
«Подкидыш» режиссер Антон Борматов

Первый канал порадовал публику очередным ретросериалом «Подкидыш» режиссера Антона Борматова. На сей раз время действия перенесено в Ленинград образца 1926 года. А сюжет разворачивается вокруг противостояния мира криминала в пределах колыбели революции и доблестной рабоче-крестьянской милиции. На роль главного героя авторами был выбран некий молодой человек по кличке «Подкидыш». Ему и суждено было крутить колесо интриги на протяжении 12 серий.

Скажем сразу: экранное зрелище получилось занимательное и увлекательное. А зрительский интерес автора этих строк был подкреплен кандидатурой уважаемого мною актера Антона Шагина, как раз и сыгравшего того самого «Подкидыша». По воле сценариста Дмитрия Новоселова криминальный анамнез экранной биографии героя стартует в Новгороде, откуда персонаж Шагина спасается бегством, чтобы избежать расправы местной братвы. Волею случая ему в руки попадают документы местного стража порядка, командированного на помощь коллегам в город на Неве. Подкидыш рискует принять на себя его имя и должность – следователь Максим Антонов, с которыми и является в Ленинград. Похожую фабульную конструкцию Д. Носовелов уже использовал в одном из предыдущих сериалов («Пепел»), когда герои примеряет на себя судьбу и личину абсолютно других людей. Нынче условия подмены выглядят еще более невероятными. Но их хватает Подкидышу на то, чтобы продержаться в Ленинграде несколько месяцев.

В городе царит тот самый угар НЭПа, с его возможностями и соблазнами, характерными для середины 1920-х годов, и ровно такими же последствиями сей сладкой жизни и резкого обогащения в виде роста преступности. Словом, у режиссера Антона Борматова, не чуждого умения создавать в кадре атмосферу времени и действия («Околофутбола», «Чужая»), появились неплохие возможности поймать в объектив камеры тот самый стиль эпохи, о котором мы нередко вздыхаем, перечитывая русскую и зарубежную классику. Правда, увлечения бытовыми деталями и подробностями жизни ленинградских нэпманов создавало для творческой группы сложные проблемы, связанные с выбором локаций для съемок событий 90-летней давности. Выход был найден оригинальный и почти убедительный с точки зрения «картинки»: Ленинград-1926 снимали по преимуществу ….в стенах Петропавловской крепости, где еще сохранилась брусчатка.

Однако требовать от создателей сериала абсолютной исторической точности может только кандидат исторических наук, специалист по эпохе НЭПа, или по внутрипартийной борьбы внутри ЦК ВКП (б) того же времени, так как периодически в кадре появляется товарищ Зиновьев, руководивший нашим городом до середины того самого 1926 года. В конце концов, перед нами – не историческая драма в стиле «Годунова», а вполне вольная фантазия на тему похождения криминального повесы, который – как ни странно – становится на путь исправления своих преступных пристрастий. И сей процесс – самое интересное, что есть в сериале.

Антон Шагин – один из лучших и искренних актеров своего поколения. Свой талант он являл уже в разных фильмах и сериалах. И что характерно – нигде не повторялся в отличие от своих более амбициозных и менее скромных товарищей по лицедейскому цеху. Его герой в «Подкидыше» - это любопытный и динамичный образ человека, в характере которого доминируют плутовство и авантюризм, а в компании с ними есть и хорошо имитируемая искренность. Но все они уступают место настоящим чувствам, в том числе и чувству ответственности за тех, кто рядом. В достаточно условном, но зрелищно лихом формате криминального ретросериала Шагин сумел сыграть живого человека, к которому проникаешься симпатией и которому начинаешь верить, ибо он на твоих глазах становится лучше и честней.

Понятно, что подобные метаморфозы не случаются сами по себе. Их «провоцирует», как правило, сильное любовное увлечение. У Подкидыша есть и оно. Объект его воздыханий – коллега по отделу в красной косынке комсомолки по имени Анна (Аглая Тарасова). А рядом – бывалый сыщик с дореволюционным стажем Мефодий Гончаров (Сергей Барковский) и милицонер из крестьян Степа Рыжков (Евгений Антропов). И всеми ими командует лихой начальник-поэт Суббота (Тимофей Трибунцев).

Эта команда вместе с Подкидышем, как и положено по законам сериала, в финале каждого эпизода раскрывает очередное преступление не без знаний и профессионализма главного героя в сфере криминального мира. Но рабочая и принятая в последнее время на вооружение сериальными магнатами формула движения сюжета сериала гласит, что параллельно просто обязана развиваться интрига вокруг судьбы центрального персонажа. В нынешнем премьерном телезрелище сии законы строго соблюдаются. Более того, развязка истории Подкидыша, обретающего свое подлинное имя – Михаил Родионов – удивит своей неожиданностью и еще более укрепит зрителей в симпатии к герою Антона Шагина.

Состоится ли продолжение сериала «Подкидыш» - нам неведомо. Так как эпоха НЭПа уже через два-три года будет официально закончена и в стране наступит совсем иные времена. Хотя уголовную преступность не отменят ни индустриализация, ни коллективизация. И кто знает, может быть, придет нашим продюсерам в голову какая-либо оригинальная идея, как вернуть на экран Подкидыша в исполнении Антона Шагина. Но даже если такая идея и не родится на свет, то явно стоит придумать еще что-либо такое же увлекательное, для того, чтобы мы вновь смогли встретится с этим ярким актером, так не похожим на других. А пока – мы смотрим и переживаем за будущего Героя Советского Союза Рихарда Зорге. Он же – Александр Домогаров. В соответствующем сериале. На Первом.

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru