Найти в Дзене
Вглубь корней

Согды: от странствующих рыболовов до Тимура и узбеков

В самом «сердце» Средней Азии сотни лет назад было более шумно, красивее и веселее… Три географические области, три типа хозяйства, три сословия Это самая большая статья на канале. Осталось описать последних представителей так называемой «арийской девятки». Причем, разговор пойдет о людях, создавших замечательную среду обитания: города-государства, блеск которых можно изучать и в наши дни. Этим обстоятельством (помимо разнообразия бахчевых и фруктов) как раз и славится сегодняшний Узбекистан. Откуда взялись кельтеминарцы, согды, хорезмийцы,… узбеки? Речь о юго-западной половине междуречья Сырдарьи и Амударьи – от южного берега Арала до пустыни Кашка-Дарья и Гиссарского хребта включительно. А еще о Ферганской котловине и западных подножиях Тянь-Шаня. Итак, сейчас это почти весь нынешний Узбекистан и крохотные горные части Туркменистана и Казахстана. В древности указанные земли, отличающиеся резко-континентальным климатом, славились большей влажностью. В плане географии область междуре
Оглавление

В самом «сердце» Средней Азии сотни лет назад было более шумно, красивее и веселее…

Три географические области, три типа хозяйства, три сословия

Это самая большая статья на канале. Осталось описать последних представителей так называемой «арийской девятки». Причем, разговор пойдет о людях, создавших замечательную среду обитания: города-государства, блеск которых можно изучать и в наши дни. Этим обстоятельством (помимо разнообразия бахчевых и фруктов) как раз и славится сегодняшний Узбекистан. Откуда взялись кельтеминарцы, согды, хорезмийцы,… узбеки?

Речь о юго-западной половине междуречья Сырдарьи и Амударьи – от южного берега Арала до пустыни Кашка-Дарья и Гиссарского хребта включительно. А еще о Ферганской котловине и западных подножиях Тянь-Шаня. Итак, сейчас это почти весь нынешний Узбекистан и крохотные горные части Туркменистана и Казахстана. В древности указанные земли, отличающиеся резко-континентальным климатом, славились большей влажностью. В плане географии область междуречья вытянута по течению названных водоемов: с юго-востока на северо-запад. Есть аппендикс (Ферганская долина). Вход в него – это полупустынный «коридор», с давних пор именуемый Голодной Степью (по типу ландшафта данная пустошь - солончак). Часть его затоплена в годы СССР водохранилищем (но до этого тут успели произвести ряд раскопок)…

-2

Как вы поймете позже, пятачки эти населяли одновременно рыбаки, аграрии и скотоводы, структура племен которых тяготела к делению на три касты: 1. свободных простолюдинов, 2. воинов (из их среды выбирались вожди-цари) и 3. жрецов (поддерживающих сначала только культ Солнца). Потом часть кланов приняла зороастризм, пришедший с Памира, а позже буддизм, появившийся с иной стороны Гиндукуша.

Древнейшие следы обитания

Если исключить верхнепалеолитические стоянки неандертальцев и древнейших кроманьонцев (последние проникли сюда в неолите), то обращает на себя внимание Тазабагъябгская культура 15-11 веков до нашей эры. Ее представители пришли с запада – с «арийского ядра». Двигались вдоль берега Арала. Это были «индоевропейцы-рыбаки».

Они соответствуют Кельтеминарской культуре, рождающейся на Восточном Каспии еще в 5-4 тысячелетиях до нашей эры. Этому народу не пришлось далеко удаляться от своего древнейшего Отечества. Ведь загадочные охотники-«полунеандертальцы», стоящие на стадии мезолита (с ними-то в 15-м столетии и началась ассимиляция) тесно соседствовали с рыбаками на южном берегу Аральского моря (возможно, существовавшего тогда лишь в качестве залива единого Каспийского моря-озера)… Ближе к нашей эпохе сюда наступала засуха. К слову, сегодня самым засушливым является район вокруг Бухары... Серьезные проблемы и на северо-западе. Высыхание Аральского моря представляет собой экологическую проблему для Узбекистана и соседних с ним стран.

-3

На фоне собратьев кельтеминарские колонисты изначально выглядели особняком, так как им не были известны лошади, верблюды, к тому же мало был знаком колесный транспорт. Поэтому перемещения на восток происходили постепенно – поколение за поколением (а не «колесным марш-броском» как у остальных ариев). Одновременно в указанном регионе появилась довольно незначительная часть населения, отождествляемая археологами с «представителями Андроновской и Срубной культур». Беседа о самом северо-восточном «колене» индоевропейских этносов, двигающемся на юго-запад. Пришельцы, наоборот, были наиболее мобильными мигрантами в истории Арьяны.

-4

Собственно, все эти протоэтнические пласты (а, вернее, их потомков) ученые и окрестили Тазабагъябгской культурой. В останках людей обнаружены гены самых разных гаплогрупп, а локальные варианты данного археологического горизонта часто поражают исследователей непохожестью друг на друга… Главная («культурообразующая») территория тазабагъябцев – земли строго от южного берега Аральского моря (в настоящий момент оно уже состоит из нескольких пересыхающих фрагментов) до ближайших складок когда-то лесистого Копетдага.

Культурный код сформировавшейся «протонации» (по сведениям историка С. Толстого, открывшего указанный материальный комплекс в 1948 году) отличался присутствием разных инструментов поливного земледелия и скотоводства. Также обнаружены раритеты, подсказывающие наличие у предков согдов культа огня. Однако с приходом в эти области последователей Заратуштры такие артефакты стали характерными вообще для всего Индо-Персидского региона

-5

Еще двумя «изюминками» названного этнического объединения считают свастику и следы активного одомашнивания животных (такого количества не обнаружено больше ни в одной индоевропейской земле 2-го тысячелетия до нашей эры). Можно сказать, предки согдийцев жили очень «сытно». Многие предпочитали не строить жилища (по форме были похожи на шатры), а продолжать жить в удобных пещерах-«чанках»…

Железный Век: рождение собственно согдов и Согдианы

Со временем описываемые люди начали заполнять собой искомый участок междуречья Сырдарьи и Амударьи. То бишь сочные высокие луга, становившееся ближе к югу более холмистыми, а в районе Гиссара, Тянь-Шаня и Памира уже и горными. Через бесплодную Голодную Степь земледельцы проникали в занятую бактрами, хьяона и маргианцами Ферганскую котловину. Появлялись большие поля и пастбища. А на урезах рек плотно рос разнообразный тростник. Ландшафты, когда-то украшенные лиственным редколесьем (означенный выше участок Копетдага), а также Южное Приаралье также оставались во владении у согдийских свободных общин...

-6

Арии-соседи их и величали «согдами». На античный манер территория расселения вошла в анналы как Согдиана. На арийских языках топоним звучал как «Сугд» или «Судж». Но у склонных к македонскому греческому наречию бактрийцев писался уже как Σογδιανή. Согдиана – поздняя (римская), калька, попавшая на политические карты Вечного Города. Некоторые языковеды полагают, что «Сугд» – эволюционировавшее авестийское «Суйдо» (в Авесте страна упоминается в качестве одной из «16-ти наилучших земель»). Так что это значит?

«Суй» – изменившееся у ираноязычных кланов «общее» слово «сьу» (или «чью»). Ассоциируется у ариев с «вымытый». Не путать с «арья» – «не смешанный», «благородный», «истинный земляк» и все в том же духе... Видимо, как и арья нынешних прикаспийских Туркменистана и Казахстана, узбекские арья считались «самыми цивилизованными».

-7

Развитым центром «народа судж» являлся узбекский участок реки Зеравшан (на древних наречиях иранской группы это переводится «разбрасыватель золота», желтый металл был прямо в воде). А Самарканд (ядро зеравшанской долины Узбекистана) несет в себе семантику уже тюркско-арийского происхождения. Это первоначально звучало «Семиз Канд» – «богатое пограничье» («пограничьем» именовались «торговые города»: ведь здесь, в Трансоксиане, встречались совсем разные народы).

Ближайшие соседи и граница с Ахеменидами

На крайнем юго-востоке (это Термез и вся нынешняя Сухардарьинская область) Согдиана переходила в страну Маргуш и будущую Греко-Бактрию (в нашей эре ее будут именовать Тохаристан). На севере граничила с кочевьями саков и массагетов. А на отрогах Памира – с труднопроходимыми областями расселения племен хьяона. На западе в середине I тысячелетия до нашей эры пещерные поселки и равнинные города согдов упирались в различные сатрапии Ахеменидской Державы, корнем названия которых была идиома «солнце». Жрецы-шаманы всячески содействовали тому, чтобы их соплеменники не забывали о том, кому обязаны Всем. Вот почему лексемы «солнце» и «все» происходят в индоевропейских языках из единого корня ХВА/КВА/СВА/СУА/СУАР.

Ближайшая к персам и мидийцам согдианская земля была обозначена Ахеменидами как «Хорезм». Наименование «Кваразм» («Хваразм»)

-8

составлено из ираноязычных слов «квар» («свар» – солнце) и «азм» («эзм», «зем», «зма» – «земля»). Это «Земля Солнца» (область многочисленных солнцепоклонников-митраитов). Географически она была связана с Аральским водоемом. В пределах сначала мидийской, а затем персидской империй (юго-западнее) данная область продолжалась Хорасаном (Кварастаном). Второй топоним несет в себе, по сути, ту же семантику. И все «мегаполисы» начинающиеся со слова ХУР, обозначали в своем имени веру в Солнце (самую древнюю в среде восточных индоевропейцев и сохранившуюся у их «братьев», уже в степях России).

Ветка Шелкового Пути в период Поздней Античности и Средневековья

Самарканд, Фарап (Туркменистан), Бухара, Худжанд, Хорезм, Карши, Шахрисабз и Нукус – города, ставшие крупными и красивыми благодаря сначала обменной, а потом классической торговле в рамках древнего Шелкового Пути. Я о трансазиатском торговом маршруте из Поднебесной в античное Средиземноморье. Вокруг некоторых образовались страны…

-9

В Ферганской долине между Тянь-Шанем и Памиром (обширной межгорной впадине, больше связанной с населенным хионитами Балхом и ближайшими маргианцами), расцвел более скромный очаг торговой логистики. Это будущие Фергана и Коканд. На античных картах живописный уголок не входил в пределы Согдианы, но являлся родственным ей культурно (в том числе лингвистически). Позднее он административно эволюционирует в одну из провинций Государства Эфталитов и Кушанской Державы.

А потом сюда придет Восточный (уйгурский) Тюркский Каганат, арабские халифы и, наконец, Тимуриды. Дальнейшая политическая биография пространства запутанна… Фергана (изначально Фарна Канд) переводилось как «Пограничье Божественной Благодати». Земля была и есть настолько плодородна в аграрном плане, что привлекала сразу множество арийских родовых союзов (они уже были перечислены выше).

-10

При этом более северо-восточные Ташкент (Чач) и Шимкент (пригород древнего Исфиджаба, ныне городок в составе Казахстана) образовались на выходе из искомого междуречья в просторные голые пустоши Тянь-Шаня. Речь идет о горной земле, издавна населенной НЕарийскими монголоидными народностями, постепенно мешающимися с ариями-саками. Вот почему местные ландшафты входили на схемах Ирана в так называемый «Дальний Туран», а узбеки стали называть родину Тураном…

С определенного времени в населенных пунктах, стоящих на стратегической дороге, стали селиться караванщики (погонщики), купцы, охрана, водоносы, менялы и дипломаты (двигающиеся чаще всего с торговым потоком, так как он охранялся наемными отрядами опытных воинов). Быстро появились трактиры – гостиницы с «ресторанами» на первых этажах и очень вытянутыми (иногда на 100 м) привязями для ездовых животных. На иранский манер их именовали караван-сараи – «дворцы для караванов». Сам «караван» – «скопление транспорта» (на иранских языках транспорт - КАРав). Родственные слова в иных арийских языках: КАРта, КАРета, КАРабль, КАРт, КАР («машина» по-английски), КАР или ГАР (окончания у многих приДОРОЖНЫХ городов на индо-арийском и Среднем Востоке) и КАРго (транспортный груз). В караван-сараи устремлялись проститутки, безработные, специалисты по рытью колодцев и арыков, фокусники, артисты, и, увы, мошенники всех возможных мастей.

-11

Небольшое этимологическое отступление. Само персидское слово «дворец» («сараИ») происходит от «царь» («кхСАР»). Но в поздней Античности и в раннем Средневековье термин обозначал просто крупное помещение. А жильем для ксара со временем стали «стан» («ставка»), «маджунан» (от индо-арийского «маджу» – «главный») и «касрим» (по сути, КСАРим с переставленной буквой). Кстати, о последней идиоме. Она ничего вам не напоминает? Конечно! КАСА! Это же «дом» по-испански. Возможно, арабы позаимствовали слово у персов, а затем (во времена завоеваний юга Европы) перенесли его в покоренные жаркие Пиренеи…

Торговые агломерации обрастали оазисами и оставались важными в составе множества восточных империй. А такие города как Самарканд и Ташкент остаются крупнейшими в Узбекистане и поныне. Усиление их роли происходило, в том числе, в эпоху греко-бактрийского владычества. Именно тогда горная пустыня Кашка-Дарья прославилась местным уроженцем Спитаменом, ставшим важным военачальником в войске Александра Македонского. В составе Греко-Бактрийской империи эта земля считалась самой живописной и тихой – идиллической…

-12

Первые тюрки в названной области

Первыми представителями тюркоязычного мира, появившимися в древнейшем Узбекистане, стали потомки смешавшихся ариев-тохаров (динлинов) и тюрков из современных китайского Синьцзяна и казахского Семиречья. В историю они вошли как уйгуры (уссуни, ассии, исседоны).

Часть уйгуров (по-китайски гаоче) впоследствии стала подчиняться гуннам и ушла с ними на запад, растворившись в империи Атиллы...

Большинство же кланов образовали собственное государство еще в начале нашей эры, распространяясь восточнее (в прочие китайские провинции), севернее (вдоль Енисея) и западнее (в области современной Киргизии и Семиречья). И в этой бывшей советской республике уйгуры сомкнулись с разросшейся к тому времени на северо-восток Согдианой. В 6 веке, являясь продолжателями администрации Государства Эфталитов и Кушаней, они создали Восточный Тюркский каганат. По военной мощи и культуре он превосходил все тюркские, а, тем более, монгольские и маньчжурские протогосударства (как раннего, так и центрального Средневековья). Сложно поверить, но какое-то время уйгурские династии даже правили Китаем. Правда, потом, в 7 веке, его наследники, наоборот,

Среднеазиатская уйгурка в национальном костюме.
Среднеазиатская уйгурка в национальном костюме.

подчинились Поднебесной (а свободной провинцией осталась лишь Хазария). Впрочем, в IX столетии сюда «простер щупальца» еще и Западный Тюркский каганат, возглавляемый династиями родом из тюргешей. Речь о родственных уйгурам племенах, проживавших в китайском Северном Синьцзяне (западной Джунгарии) и одновременно в казахском Семиречье. Кстати, из состава этого кланового союза вышли знакомые современникам ту ци ши (проживающие в сегодняшнем Китае).

Империя уйгуров включала горно-пустынные, горно-лесные и степные области, среди которых сформировались киргизы, тувинцы, современные уйгуры и ту ци ши Китая. Что касается согдийской части их империи, благодаря уйгурам и эфталитам («белым гуннам») у здешнего населения со 2-го века медленно появляются монголоидные черты (сейчас таких признаков уже примерно 10%, но на границе с Киргизией - 25%)...

Национальные костюмы Ферганской исторической области.
Национальные костюмы Ферганской исторической области.

Язык современных узбеков – тоже любопытный набор из лексиконов более древних языков (правда, его грамматика и лексическая основа тюркские, а самый бликородственный язык уйгурский). Есть во многих наречиях арабские заимствования, но все же больше их пришло из иранской группы языков (многие даже попали в базовую лекику). Узбеки могут понять очень многие слова таджиков. Титульным диалектом (литературным) постепенно становился говор Ферганской долины...

Немаловажный факт! Узбекский язык является региональным языком в восьми провинциях (вилоятах) Афганистана.

Средневековые уйгурские воины.
Средневековые уйгурские воины.

Вернемся в раннехристианскую эпоху. В 4 веке гунны и хьяона включили в состав общего (Эфталитского) государства юг Согда (через 200 лет его земли унаследует Тюркский каганат). Именно в эфталитские времена к согдам (из Индостана – через Гиндукуш) проникает религия буддизм. Часть населения станет манихеями и несторианцами (адептами синкретических верований)… Но наибольшими позициями продолжат обладать тюркское и сарматское шаманское язычество, митраизм и зороастризм. И лишь с приходом арабов их повсеместно сменит Ислам…

Согдиана развитого Средневековья – при монголах и Тимуридах

Итак, с определенных пор под бывшей Согдианой подразумевается уже арийско-тюркское население, а после арабского завоевания данной местности – уже мусульманское в конфессиональном плане...

«Вторая тюркская волна» (огузы-гузы, торки-берендеи, печенеги-пацинаки-банджана и кыпчаки-половцы) появляются в период расцвета таких культурных МУСУЛЬМАНСКИХ держав как Хорезм (со столицей Гургандж), Бухара, государства Тахиридов, Саманидов, а затем Караханидов. Речь и о «ТЕНГРИЙСКО-ХРИСТИАНСКОЙ» державе – т.е. о Западном Тюркском каганате. Означенные выше степняки застают большинство городов-государств уже принявшими Ислам – от арабов (создавших из своей среды правящие династии на местах). Новые степняки-тюрки нанимаются в пограничную охрану или в гвардию.

-16

По традициям, привнесенным арабами, правители государственных образований стремились бережно хранить античные знания времен Греко-Бактрийского царства, а также дополнять их собственными исследованиями в самых разных областях… Но минус в том, что страны эти часто взаимно воевали или просто ослабляли друг друга. Именно поэтому не смогли противостоять натиску сил Чингисхана, покорившего по очереди все города сегодняшнего Узбекистана. А Гургандж вообще был стерт с лица Земли. Позже он возродился под схожим именем Ургенч, однако уже меньшим по размеру и стратегическому значению.

Чингизиды сменили на ключевых постах предыдущие (тюркские) правящие роды. После развала монгольской империи их потомками (бастардами от красавиц из племени барлас) создаются новые страны. К примеру, на будущей узбекской земле (приютившей в своей степной части еще и некие кипчакские племена, также принявшие участие в ассимиляции предков узбеков) возник таинственный Мавераннахр.

-17

Из Кашкадарьинской области вышел легендарный Амир Тимур, более известный по учебникам как «Тамерлан». То есть его прозвали Железнобоким («крепким») Хромцом. Так как он был действительно крепок в плане сил и развития ума. И хромал. Правитель известен тем, что принял мудрый свод законов, которым здесь пользовались еще сотни лет. Он сделал столицу в Самарканде, ставшем с того времени самым красивым градом Среднего Востока. Тамерлан разбил остатки войск Золотой Орды и другие соседние империи «собратьев». Из основанного им правящего дома через 100 лет появился Бабур – основатель империи Великих Моголов («масло масляное», потому что слово «МАГол» на языке согдов само по себе обозначало «великий»)…

А вот откуда появился более ранний этноним «монгол» – это до сих пор загадка (что бы вам не говорили «знатоки»). МАГулы основали свою державу юго-восточнее Тимуридского государства. Кстати, о Тимуридах. Слово «узбек», которым называли себя их подданные, появилось намного раньше самого хромца Тимура. Нам известен чингизид Узбек – хан Улуса Джучи (Золотой Орды), живший на 100 лет раньше Тимура. То бишь в 14 веке. Но откуда у него самого появилось это далеко не монгольское имя?

-18

Оказывается, «узбеками» звали себя аристократы-огузы – в 12 веке. Причем, «огузами» или «гузами» их именовали соседи. А самоназвание звучит как «узы». «Уз Бек» это «вождь узов». У них в 8-11 веках имелось кочевое государство (соответственно Гузия). Его кочевья окружали Аральское море со всех сторон кроме южной (там оставался Хорезм). Имелись пастбища даже в Западно-Казахстанской области. Что из этого следует? В Узбекистане из поздних степняков оседали не только кипчаки… Еще огузы это этническая основа современных туркмен (в том числе иранских), небольшой части приаральских казахов и… турков-сельджуков.

Узбеки для своей родины подобрали ираноязычный топоним Туран (на самом деле его употребляли по отношению ко всем степям Средней Азии). Узбеков, туркмен, иранских (хорасанских) туркмен, западных казахов и турков роднят несколько обычаев. Но это – иная история… А узбекская тюбетейка («чьюсти») пришла из Ферганской долины. И тут мы опять же сталкиваемся с арийским словечком «чью» (то есть «вымытые»).

-19

Из всей этой четверки народов облик узбеков и турков подвергся монголоизации меньше всех прочих. А все дело здесь в постоянном контакте с европеоидной ираноязычной (нордической, ферганской и индо-афганской по антропологическому типу) половиной населения…

Именно в правление Тамерлана (и в царствование иных Тимуридов) земля будущего Узбекистана расцветает таким количеством дворцов, караван-сараев, мечетей и архитектурно обустроенных оазисов, что по своей пышности в Евразии ее можно поставить в одну строку с княжествами Индостана и аристократическими домовладениями в Китайской империи. Собственно, в середине второго тысячелетия в Евразии не было более красивой точки на карте… В период Новой Истории (в эпоху Кокандского и Хивинского ханств, а также Бухарского эмирата) путешественник мог застать лишь остатки былого величия Согда.

-20
Подписывайтесь на канал и дочитывайте мои статьи, украшая их своими комментариями и лайками так же, как предки узбеков украшали свои дворцы и мечети. Железный Хромец Тимур как-то сказал: «Миру нужен владыка, и этим владыкой должен быть я...»