В самом «сердце» Средней Азии сотни лет назад было более шумно, красивее и веселее…
Три географические области, три типа хозяйства, три сословия
Это самая большая статья на канале. Осталось описать последних представителей так называемой «арийской девятки». Причем, разговор пойдет о людях, создавших замечательную среду обитания: города-государства, блеск которых можно изучать и в наши дни. Этим обстоятельством (помимо разнообразия бахчевых и фруктов) как раз и славится сегодняшний Узбекистан. Откуда взялись кельтеминарцы, согды, хорезмийцы,… узбеки?
Речь о юго-западной половине междуречья Сырдарьи и Амударьи – от южного берега Арала до пустыни Кашка-Дарья и Гиссарского хребта включительно. А еще о Ферганской котловине и западных подножиях Тянь-Шаня. Итак, сейчас это почти весь нынешний Узбекистан и крохотные горные части Туркменистана и Казахстана. В древности указанные земли, отличающиеся резко-континентальным климатом, славились большей влажностью. В плане географии область междуречья вытянута по течению названных водоемов: с юго-востока на северо-запад. Есть аппендикс (Ферганская долина). Вход в него – это полупустынный «коридор», с давних пор именуемый Голодной Степью (по типу ландшафта данная пустошь - солончак). Часть его затоплена в годы СССР водохранилищем (но до этого тут успели произвести ряд раскопок)…
Как вы поймете позже, пятачки эти населяли одновременно рыбаки, аграрии и скотоводы, структура племен которых тяготела к делению на три касты: 1. свободных простолюдинов, 2. воинов (из их среды выбирались вожди-цари) и 3. жрецов (поддерживающих сначала только культ Солнца). Потом часть кланов приняла зороастризм, пришедший с Памира, а позже буддизм, появившийся с иной стороны Гиндукуша.
Древнейшие следы обитания
Если исключить верхнепалеолитические стоянки неандертальцев и древнейших кроманьонцев (последние проникли сюда в неолите), то обращает на себя внимание Тазабагъябгская культура 15-11 веков до нашей эры. Ее представители пришли с запада – с «арийского ядра». Двигались вдоль берега Арала. Это были «индоевропейцы-рыбаки».
Они соответствуют Кельтеминарской культуре, рождающейся на Восточном Каспии еще в 5-4 тысячелетиях до нашей эры. Этому народу не пришлось далеко удаляться от своего древнейшего Отечества. Ведь загадочные охотники-«полунеандертальцы», стоящие на стадии мезолита (с ними-то в 15-м столетии и началась ассимиляция) тесно соседствовали с рыбаками на южном берегу Аральского моря (возможно, существовавшего тогда лишь в качестве залива единого Каспийского моря-озера)… Ближе к нашей эпохе сюда наступала засуха. К слову, сегодня самым засушливым является район вокруг Бухары... Серьезные проблемы и на северо-западе. Высыхание Аральского моря представляет собой экологическую проблему для Узбекистана и соседних с ним стран.
На фоне собратьев кельтеминарские колонисты изначально выглядели особняком, так как им не были известны лошади, верблюды, к тому же мало был знаком колесный транспорт. Поэтому перемещения на восток происходили постепенно – поколение за поколением (а не «колесным марш-броском» как у остальных ариев). Одновременно в указанном регионе появилась довольно незначительная часть населения, отождествляемая археологами с «представителями Андроновской и Срубной культур». Беседа о самом северо-восточном «колене» индоевропейских этносов, двигающемся на юго-запад. Пришельцы, наоборот, были наиболее мобильными мигрантами в истории Арьяны.
Собственно, все эти протоэтнические пласты (а, вернее, их потомков) ученые и окрестили Тазабагъябгской культурой. В останках людей обнаружены гены самых разных гаплогрупп, а локальные варианты данного археологического горизонта часто поражают исследователей непохожестью друг на друга… Главная («культурообразующая») территория тазабагъябцев – земли строго от южного берега Аральского моря (в настоящий момент оно уже состоит из нескольких пересыхающих фрагментов) до ближайших складок когда-то лесистого Копетдага.
Культурный код сформировавшейся «протонации» (по сведениям историка С. Толстого, открывшего указанный материальный комплекс в 1948 году) отличался присутствием разных инструментов поливного земледелия и скотоводства. Также обнаружены раритеты, подсказывающие наличие у предков согдов культа огня. Однако с приходом в эти области последователей Заратуштры такие артефакты стали характерными вообще для всего Индо-Персидского региона…
Еще двумя «изюминками» названного этнического объединения считают свастику и следы активного одомашнивания животных (такого количества не обнаружено больше ни в одной индоевропейской земле 2-го тысячелетия до нашей эры). Можно сказать, предки согдийцев жили очень «сытно». Многие предпочитали не строить жилища (по форме были похожи на шатры), а продолжать жить в удобных пещерах-«чанках»…
Железный Век: рождение собственно согдов и Согдианы
Со временем описываемые люди начали заполнять собой искомый участок междуречья Сырдарьи и Амударьи. То бишь сочные высокие луга, становившееся ближе к югу более холмистыми, а в районе Гиссара, Тянь-Шаня и Памира уже и горными. Через бесплодную Голодную Степь земледельцы проникали в занятую бактрами, хьяона и маргианцами Ферганскую котловину. Появлялись большие поля и пастбища. А на урезах рек плотно рос разнообразный тростник. Ландшафты, когда-то украшенные лиственным редколесьем (означенный выше участок Копетдага), а также Южное Приаралье также оставались во владении у согдийских свободных общин...
Арии-соседи их и величали «согдами». На античный манер территория расселения вошла в анналы как Согдиана. На арийских языках топоним звучал как «Сугд» или «Судж». Но у склонных к македонскому греческому наречию бактрийцев писался уже как Σογδιανή. Согдиана – поздняя (римская), калька, попавшая на политические карты Вечного Города. Некоторые языковеды полагают, что «Сугд» – эволюционировавшее авестийское «Суйдо» (в Авесте страна упоминается в качестве одной из «16-ти наилучших земель»). Так что это значит?
«Суй» – изменившееся у ираноязычных кланов «общее» слово «сьу» (или «чью»). Ассоциируется у ариев с «вымытый». Не путать с «арья» – «не смешанный», «благородный», «истинный земляк» и все в том же духе... Видимо, как и арья нынешних прикаспийских Туркменистана и Казахстана, узбекские арья считались «самыми цивилизованными».
Развитым центром «народа судж» являлся узбекский участок реки Зеравшан (на древних наречиях иранской группы это переводится «разбрасыватель золота», желтый металл был прямо в воде). А Самарканд (ядро зеравшанской долины Узбекистана) несет в себе семантику уже тюркско-арийского происхождения. Это первоначально звучало «Семиз Канд» – «богатое пограничье» («пограничьем» именовались «торговые города»: ведь здесь, в Трансоксиане, встречались совсем разные народы).
Ближайшие соседи и граница с Ахеменидами
На крайнем юго-востоке (это Термез и вся нынешняя Сухардарьинская область) Согдиана переходила в страну Маргуш и будущую Греко-Бактрию (в нашей эре ее будут именовать Тохаристан). На севере граничила с кочевьями саков и массагетов. А на отрогах Памира – с труднопроходимыми областями расселения племен хьяона. На западе в середине I тысячелетия до нашей эры пещерные поселки и равнинные города согдов упирались в различные сатрапии Ахеменидской Державы, корнем названия которых была идиома «солнце». Жрецы-шаманы всячески содействовали тому, чтобы их соплеменники не забывали о том, кому обязаны Всем. Вот почему лексемы «солнце» и «все» происходят в индоевропейских языках из единого корня ХВА/КВА/СВА/СУА/СУАР.
Ближайшая к персам и мидийцам согдианская земля была обозначена Ахеменидами как «Хорезм». Наименование «Кваразм» («Хваразм»)
составлено из ираноязычных слов «квар» («свар» – солнце) и «азм» («эзм», «зем», «зма» – «земля»). Это «Земля Солнца» (область многочисленных солнцепоклонников-митраитов). Географически она была связана с Аральским водоемом. В пределах сначала мидийской, а затем персидской империй (юго-западнее) данная область продолжалась Хорасаном (Кварастаном). Второй топоним несет в себе, по сути, ту же семантику. И все «мегаполисы» начинающиеся со слова ХУР, обозначали в своем имени веру в Солнце (самую древнюю в среде восточных индоевропейцев и сохранившуюся у их «братьев», уже в степях России).
Ветка Шелкового Пути в период Поздней Античности и Средневековья
Самарканд, Фарап (Туркменистан), Бухара, Худжанд, Хорезм, Карши, Шахрисабз и Нукус – города, ставшие крупными и красивыми благодаря сначала обменной, а потом классической торговле в рамках древнего Шелкового Пути. Я о трансазиатском торговом маршруте из Поднебесной в античное Средиземноморье. Вокруг некоторых образовались страны…
В Ферганской долине между Тянь-Шанем и Памиром (обширной межгорной впадине, больше связанной с населенным хионитами Балхом и ближайшими маргианцами), расцвел более скромный очаг торговой логистики. Это будущие Фергана и Коканд. На античных картах живописный уголок не входил в пределы Согдианы, но являлся родственным ей культурно (в том числе лингвистически). Позднее он административно эволюционирует в одну из провинций Государства Эфталитов и Кушанской Державы.
А потом сюда придет Восточный (уйгурский) Тюркский Каганат, арабские халифы и, наконец, Тимуриды. Дальнейшая политическая биография пространства запутанна… Фергана (изначально Фарна Канд) переводилось как «Пограничье Божественной Благодати». Земля была и есть настолько плодородна в аграрном плане, что привлекала сразу множество арийских родовых союзов (они уже были перечислены выше).
При этом более северо-восточные Ташкент (Чач) и Шимкент (пригород древнего Исфиджаба, ныне городок в составе Казахстана) образовались на выходе из искомого междуречья в просторные голые пустоши Тянь-Шаня. Речь идет о горной земле, издавна населенной НЕарийскими монголоидными народностями, постепенно мешающимися с ариями-саками. Вот почему местные ландшафты входили на схемах Ирана в так называемый «Дальний Туран», а узбеки стали называть родину Тураном…
С определенного времени в населенных пунктах, стоящих на стратегической дороге, стали селиться караванщики (погонщики), купцы, охрана, водоносы, менялы и дипломаты (двигающиеся чаще всего с торговым потоком, так как он охранялся наемными отрядами опытных воинов). Быстро появились трактиры – гостиницы с «ресторанами» на первых этажах и очень вытянутыми (иногда на 100 м) привязями для ездовых животных. На иранский манер их именовали караван-сараи – «дворцы для караванов». Сам «караван» – «скопление транспорта» (на иранских языках транспорт - КАРав). Родственные слова в иных арийских языках: КАРта, КАРета, КАРабль, КАРт, КАР («машина» по-английски), КАР или ГАР (окончания у многих приДОРОЖНЫХ городов на индо-арийском и Среднем Востоке) и КАРго (транспортный груз). В караван-сараи устремлялись проститутки, безработные, специалисты по рытью колодцев и арыков, фокусники, артисты, и, увы, мошенники всех возможных мастей.
Небольшое этимологическое отступление. Само персидское слово «дворец» («сараИ») происходит от «царь» («кхСАР»). Но в поздней Античности и в раннем Средневековье термин обозначал просто крупное помещение. А жильем для ксара со временем стали «стан» («ставка»), «маджунан» (от индо-арийского «маджу» – «главный») и «касрим» (по сути, КСАРим с переставленной буквой). Кстати, о последней идиоме. Она ничего вам не напоминает? Конечно! КАСА! Это же «дом» по-испански. Возможно, арабы позаимствовали слово у персов, а затем (во времена завоеваний юга Европы) перенесли его в покоренные жаркие Пиренеи…
Торговые агломерации обрастали оазисами и оставались важными в составе множества восточных империй. А такие города как Самарканд и Ташкент остаются крупнейшими в Узбекистане и поныне. Усиление их роли происходило, в том числе, в эпоху греко-бактрийского владычества. Именно тогда горная пустыня Кашка-Дарья прославилась местным уроженцем Спитаменом, ставшим важным военачальником в войске Александра Македонского. В составе Греко-Бактрийской империи эта земля считалась самой живописной и тихой – идиллической…
Первые тюрки в названной области
Первыми представителями тюркоязычного мира, появившимися в древнейшем Узбекистане, стали потомки смешавшихся ариев-тохаров (динлинов) и тюрков из современных китайского Синьцзяна и казахского Семиречья. В историю они вошли как уйгуры (уссуни, ассии, исседоны).
Часть уйгуров (по-китайски гаоче) впоследствии стала подчиняться гуннам и ушла с ними на запад, растворившись в империи Атиллы...
Большинство же кланов образовали собственное государство еще в начале нашей эры, распространяясь восточнее (в прочие китайские провинции), севернее (вдоль Енисея) и западнее (в области современной Киргизии и Семиречья). И в этой бывшей советской республике уйгуры сомкнулись с разросшейся к тому времени на северо-восток Согдианой. В 6 веке, являясь продолжателями администрации Государства Эфталитов и Кушаней, они создали Восточный Тюркский каганат. По военной мощи и культуре он превосходил все тюркские, а, тем более, монгольские и маньчжурские протогосударства (как раннего, так и центрального Средневековья). Сложно поверить, но какое-то время уйгурские династии даже правили Китаем. Правда, потом, в 7 веке, его наследники, наоборот,
подчинились Поднебесной (а свободной провинцией осталась лишь Хазария). Впрочем, в IX столетии сюда «простер щупальца» еще и Западный Тюркский каганат, возглавляемый династиями родом из тюргешей. Речь о родственных уйгурам племенах, проживавших в китайском Северном Синьцзяне (западной Джунгарии) и одновременно в казахском Семиречье. Кстати, из состава этого кланового союза вышли знакомые современникам ту ци ши (проживающие в сегодняшнем Китае).
Империя уйгуров включала горно-пустынные, горно-лесные и степные области, среди которых сформировались киргизы, тувинцы, современные уйгуры и ту ци ши Китая. Что касается согдийской части их империи, благодаря уйгурам и эфталитам («белым гуннам») у здешнего населения со 2-го века медленно появляются монголоидные черты (сейчас таких признаков уже примерно 10%, но на границе с Киргизией - 25%)...
Язык современных узбеков – тоже любопытный набор из лексиконов более древних языков (правда, его грамматика и лексическая основа тюркские, а самый бликородственный язык уйгурский). Есть во многих наречиях арабские заимствования, но все же больше их пришло из иранской группы языков (многие даже попали в базовую лекику). Узбеки могут понять очень многие слова таджиков. Титульным диалектом (литературным) постепенно становился говор Ферганской долины...
Немаловажный факт! Узбекский язык является региональным языком в восьми провинциях (вилоятах) Афганистана.
Вернемся в раннехристианскую эпоху. В 4 веке гунны и хьяона включили в состав общего (Эфталитского) государства юг Согда (через 200 лет его земли унаследует Тюркский каганат). Именно в эфталитские времена к согдам (из Индостана – через Гиндукуш) проникает религия буддизм. Часть населения станет манихеями и несторианцами (адептами синкретических верований)… Но наибольшими позициями продолжат обладать тюркское и сарматское шаманское язычество, митраизм и зороастризм. И лишь с приходом арабов их повсеместно сменит Ислам…
Согдиана развитого Средневековья – при монголах и Тимуридах
Итак, с определенных пор под бывшей Согдианой подразумевается уже арийско-тюркское население, а после арабского завоевания данной местности – уже мусульманское в конфессиональном плане...
«Вторая тюркская волна» (огузы-гузы, торки-берендеи, печенеги-пацинаки-банджана и кыпчаки-половцы) появляются в период расцвета таких культурных МУСУЛЬМАНСКИХ держав как Хорезм (со столицей Гургандж), Бухара, государства Тахиридов, Саманидов, а затем Караханидов. Речь и о «ТЕНГРИЙСКО-ХРИСТИАНСКОЙ» державе – т.е. о Западном Тюркском каганате. Означенные выше степняки застают большинство городов-государств уже принявшими Ислам – от арабов (создавших из своей среды правящие династии на местах). Новые степняки-тюрки нанимаются в пограничную охрану или в гвардию.
По традициям, привнесенным арабами, правители государственных образований стремились бережно хранить античные знания времен Греко-Бактрийского царства, а также дополнять их собственными исследованиями в самых разных областях… Но минус в том, что страны эти часто взаимно воевали или просто ослабляли друг друга. Именно поэтому не смогли противостоять натиску сил Чингисхана, покорившего по очереди все города сегодняшнего Узбекистана. А Гургандж вообще был стерт с лица Земли. Позже он возродился под схожим именем Ургенч, однако уже меньшим по размеру и стратегическому значению.
Чингизиды сменили на ключевых постах предыдущие (тюркские) правящие роды. После развала монгольской империи их потомками (бастардами от красавиц из племени барлас) создаются новые страны. К примеру, на будущей узбекской земле (приютившей в своей степной части еще и некие кипчакские племена, также принявшие участие в ассимиляции предков узбеков) возник таинственный Мавераннахр.
Из Кашкадарьинской области вышел легендарный Амир Тимур, более известный по учебникам как «Тамерлан». То есть его прозвали Железнобоким («крепким») Хромцом. Так как он был действительно крепок в плане сил и развития ума. И хромал. Правитель известен тем, что принял мудрый свод законов, которым здесь пользовались еще сотни лет. Он сделал столицу в Самарканде, ставшем с того времени самым красивым градом Среднего Востока. Тамерлан разбил остатки войск Золотой Орды и другие соседние империи «собратьев». Из основанного им правящего дома через 100 лет появился Бабур – основатель империи Великих Моголов («масло масляное», потому что слово «МАГол» на языке согдов само по себе обозначало «великий»)…
А вот откуда появился более ранний этноним «монгол» – это до сих пор загадка (что бы вам не говорили «знатоки»). МАГулы основали свою державу юго-восточнее Тимуридского государства. Кстати, о Тимуридах. Слово «узбек», которым называли себя их подданные, появилось намного раньше самого хромца Тимура. Нам известен чингизид Узбек – хан Улуса Джучи (Золотой Орды), живший на 100 лет раньше Тимура. То бишь в 14 веке. Но откуда у него самого появилось это далеко не монгольское имя?
Оказывается, «узбеками» звали себя аристократы-огузы – в 12 веке. Причем, «огузами» или «гузами» их именовали соседи. А самоназвание звучит как «узы». «Уз Бек» это «вождь узов». У них в 8-11 веках имелось кочевое государство (соответственно Гузия). Его кочевья окружали Аральское море со всех сторон кроме южной (там оставался Хорезм). Имелись пастбища даже в Западно-Казахстанской области. Что из этого следует? В Узбекистане из поздних степняков оседали не только кипчаки… Еще огузы это этническая основа современных туркмен (в том числе иранских), небольшой части приаральских казахов и… турков-сельджуков.
Узбеки для своей родины подобрали ираноязычный топоним Туран (на самом деле его употребляли по отношению ко всем степям Средней Азии). Узбеков, туркмен, иранских (хорасанских) туркмен, западных казахов и турков роднят несколько обычаев. Но это – иная история… А узбекская тюбетейка («чьюсти») пришла из Ферганской долины. И тут мы опять же сталкиваемся с арийским словечком «чью» (то есть «вымытые»).
Из всей этой четверки народов облик узбеков и турков подвергся монголоизации меньше всех прочих. А все дело здесь в постоянном контакте с европеоидной ираноязычной (нордической, ферганской и индо-афганской по антропологическому типу) половиной населения…
Именно в правление Тамерлана (и в царствование иных Тимуридов) земля будущего Узбекистана расцветает таким количеством дворцов, караван-сараев, мечетей и архитектурно обустроенных оазисов, что по своей пышности в Евразии ее можно поставить в одну строку с княжествами Индостана и аристократическими домовладениями в Китайской империи. Собственно, в середине второго тысячелетия в Евразии не было более красивой точки на карте… В период Новой Истории (в эпоху Кокандского и Хивинского ханств, а также Бухарского эмирата) путешественник мог застать лишь остатки былого величия Согда.
Подписывайтесь на канал и дочитывайте мои статьи, украшая их своими комментариями и лайками так же, как предки узбеков украшали свои дворцы и мечети. Железный Хромец Тимур как-то сказал: «Миру нужен владыка, и этим владыкой должен быть я...»