В историческом процессе смены физических носителей музыки, среди ее любителей не утихают предпочтения в сторону того или иного носителя, и споры о том, какой из них лучше.
Оставляя в стороне во многом субъективный вопрос об аудиофильных способностях того или иного носителя (на каком музыка звучит лучше), мы постараемся осветить вопросы, которые во взаимосвязи до сих пор мало кто рассматривал, а именно:
- Каковы историко-технические характеристики основных музыкальных носителей?
- Как изменились музыкальные релизы с изменением формата носителей?
- Как изменилось восприятие музыкальных релизов с этой эволюцией?
Виниловые пластинки как аналоговый носитель музыкальной информации вошли в широкий обиход с конца 1940-х гг. Время появления рок-музыки датируется серединой 1950-х. Таким образом, эволюция физического носителя неразрывно связана с историей рок-музыки.
В основном выпускалось 3 формата виниловых пластинок:
- 12-дюймовые ("гиганты"), проигрываемые на скорости 33 об/мин., и предназначенные для размещения материала на 35-45 минут звучания (имеются разработки для размещения материала до 70 минут звучания), т.е. для альбомов (LP от long-playing — долгоиграющий)
- 10-дюймовые ("гранды"), проигрываемые на скорости 33 или 78 об/мин., и предназначенные для размещения материала на 10-20 минут звучания (в зависимости от скорости воспроизведения), т.е. макси-синглов (Maxy Single)
- 7-дюймовые ("миньоны"), проигрываемые на скорости 45 об/мин., и предназначенные для размещения материала около 8 минут звучания, т.е. синглов (EP от англ. Extended Play, или SP от англ. Single Play).
Таким образом, виниловые пластинки несли с собой 1-2 песни в качестве сингла (в рок-музыке они выпускались в основном для "затравки" перед выходом альбома), или полноценные альбомы. Когда длительность материала выходила за рамки 45 минут, выпускались или двойные альбомы (пример с "The Wall" Pink Floyd), или оставшиеся "за бортом" композиции размещались только на синглах (пример с "Sanctuary" Iron Maiden) или сборниках (пример с "Painted Horse" Deep Purple). Концертные альбомы также были в основном двойными.
Компакт-кассеты (CK, от англ. Compact Kassette) получили распространение с середины 1960-х годов. Являясь аналоговыми носителями музыкальной информации, их емкость по времени регулировалась просто: длиной пленки. Кроме того, в отличие от виниловых пластинок, они стали куда более пластичным форматом: их можно многократно стирать и перезаписывать.
Наибольшее распространение получили кассеты длительностью 45, 60 и 90 минут, но на них выпускались и синглы длительностью 13-17 минут.
Аудио CD (от англ. Compact Disc) вошли в обиход в начале 1980-х и радикально отличались от виниловых пластинок: принципом хранения и считывания информации (электронный носитель), размером и
длительностью (до 80 минут), а также более длительным сроком эксплуатации.
Они служат для размещения как EP, Maxy Single и LP, так и двойных альбомов, а также, как электронные носители, мультимедийных файлов (видеороликов, фотографий, программ компьютерных проигрывателей и т.п.)
С наступлением нового века на смену реальным физическим носителям пришли виртуальные форматы, которые также размещаются на физическом носителе в виде жесткого диска, но могут располагаться на значительном удалении от пользователя, что дает возможность прослушивать, скачивать и компилировать треки на интернет-платформах без ограничения длительности и режима прослушивания.
Интересно заметить, что со сменой одних носителей другими, прежние носители не только не стали достоянием истории, но, претерпевая подъемы и спады своей популярности, остаются в обиходе и по сей день. По сути дела, популярные исполнители выпускают сегодня музыкальную продукцию не только в двух-трех, а зачастую и в четырех музыкальных форматах, но и в разных их вариантах (коллекционные пронумерованные тиражи, варианты с аудио- и видео-бонусами, и т. п.). Причина этого явления может быть только одна: все носители по сей день востребованы пользователями.
Андрей Кочанов: "По большому счету, в той или иной степени мне близки все виды физических носителей музыки. Я хорошо помню, как слушал виниловые пластинки, и до сих пор у меня на стене есть виниловый пантеон с автографами. Мне не забыть, как я, вставив в кассету ручку, перематывал ее на нужный трек или сторону, как сам записывал на кассетах сборники. У меня обширная CD-коллекция, и, разумеется, я слушаю и скачиваю музыку на Интернет-платформах".
Оставляя в стороне качество и креативность музыкального материала, т.к. не существует объективной системы их оценки, мы переходим к следующим вопросам:
- как изменилась длительность релизов с эволюцией музыкальных носителей?
- как изменилось их оформление?
- как, в связи с этим, изменилось восприятие музыкальных релизов?
Для оценки эволюции длительности релизов рассмотрим несколько примеров.
Приведем длительность в минутах (с округлением до целых значений) студийных релизов классиков и законодателей рок-музыки Deep Purple с полувековой историей, прошедших разные исторические эпохи, а значит, и эпохи носителей (по 3 релиза подряд):
Издания, выходившие в дату релиза только на виниле (LP):
- "In Rock" (1970). Оригинальный трек-лист: 7 композиций, длительность: 43 минуты. Количество аут-тейков: 2. Общая продолжительность студийных записей: 49 минут.
- "Fireball" (1971). Оригинальный трек-лист: 7 композиций, длительность: 40 минут. Количество аут-тейков: 4. Общая продолжительность студийных записей: 56 минут.
- "Machine Head" (1972). Оригинальный трек-лист: 7 композиций, длительность: 40 минут. Количество аут-тейков: 1. Общая продолжительность студийных записей: 43 минут.
Итого по "виниловой эпохе": средняя продолжительность оригинальных трек-листов - 41 минута, средняя продолжительность всех студийных записей - 49 минут.
Издания, выходившие в дату релиза на виниле (LP) и CD:
- "Perfect Strangers" (1984). Оригинальный трек-лист: 8 композиций, длительность: 39 минут. Количество аут-тейков: 2. Общая продолжительность студийных записей: 53 минуты.
- "The House of Blue Light" (1987). Оригинальный трек-лист: 10 композиций, длительность LP: 46 минут, длительность CD: 51 минута. Количество аут-тейков: 0.
- "Slaves and Masters" (1990). Оригинальный трек-лист: 9 композиций, длительность: 46 минут. Количество аут-тейков: 2. Общая продолжительность студийных записей: 56 минут.
Итого по "смешанной эпохе": средняя продолжительность оригинальных трек-листов - 44 минуты, средняя продолжительность всех студийных записей - 53 минуты.
Издания, выходившие в дату релиза только на CD:
- "Bananas" (2003). Оригинальный трек-лист: 12 композиций, длительность: 51 минута. Количество аут-тейков: 1. Общая продолжительность студийных записей: 53 минуты.
- "Rapture on the Deep" (2005). Оригинальный трек-лист: 10 композиций, длительность: 50 минут. Количество аут-тейков: 2. Общая продолжительность студийных записей: 60 минут.
- "Now What?!" (2013). Оригинальный трек-лист: 11 композиций, длительность: 57 минут. Количество аут-тейков: 2. Общая продолжительность студийных записей: 64 минуты.
Итого по "эпохе CD": средняя продолжительность оригинальных трек-листов - 53 минуты, средняя продолжительность всех студийных записей - 59 минут.
Как видно на этом примере характерных представителей рок-творчества, при увеличении емкости физического носителя по времени примерно в 2 раза (с 40 минут у LP до 80 минут у CD), средняя продолжительность студийных записей увеличились на 20%.
Емкость компакт-кассет в данном случае не рассматривается, т.к., как было сказано выше, на таком носителе можно разместить любой релиз при необходимой длине пленки.
Для сравнения (контроля) возьмем пример с классиками другого направления и эпохи - Tiamat, три рассматриваемых релиза подряд которых выходили на CD. Аут-тейков у этих студийных записей не было.
- "Clouds" (1992). Оригинальный трек-лист: 8 композиций, продолжительность: 39 минут.
- "Wildhoney" (1994). Оригинальный трек-лист: 10 композиций, продолжительность: 42 минуты.
- "A Deeper Kind of Slumber" (1997). Оригинальный трек-лист: 13 композиций, продолжительность: 60 минут.
Итого: средняя продолжительность студийных записей - 47 минут.
Таким образом, видно, что имея возможность размещать на CD-носителе 70-80 минут студийного материала, классики размещают на нем только 50-60 минут записей. В виниловую же эпоху студийного материала создавалось несколько меньше, при этом на "гиганте" размещалось 40-45 минут, а остальные студийные записи выпускались на синглах и сборниках.
Учитывая сходные условия и обстоятельства, можно с той или иной уверенностью перенести полученные данные на других классических представителей "виниловой" эпохи 70-х (например, Led Zeppelin, Black Sabbath, Pink Floyd), "смешанной" эпохи 80-х (например, Metallica, Iron Maiden, Aerosmith), и CD-эпохи 90-2000-х (например, Paradise Lost, Lake of Tears, Сплин).
Другим важным вопросом, который до настоящего времени так и не получил серьезного освещения, является оформление виниловых и CD-релизов. (Компакт-кассеты как носители, имея промежуточное положение между ними, повторяют оформление того, или другого носителя в уменьшенном размере и ином (прямоугольном) решении).
Не раз в интервью известных оформителей встречается мысль, что с наступлением эпохи CD оформительская работа над релизами осложнилась тем, что уменьшился размер обложки, и, таким образом, там, где раньше было пространство для воображения и мелких деталей, теперь приходится прибегать к более простым и абстрактным формам.
Не покушаясь на труд оформителей, можно, тем не менее, заметить, что и те, и другие обложки ("детальные" и "абстрактные"), встречаются у обоих носителей.
Нужно ли говорить, что с наступлением в 2010-х эпохи виртуальных носителей и Интернет-релизов, вопрос оформления альбомов, сборников и синглов во многом вообще утратил актуальность (как и виртуальную книгу, стало попросту нечего взять в руки, чтобы оценить обложку).
Во второй части статьи будет рассмотрен вопрос восприятия музыкальных релизов на виниловом и CD-носителях.