Бесчеловечные научные эксперименты — это не то, о чём слишком много думает обычный человек. И наоборот — прогресс, достигнутый за последние 150 лет истории, является достижением, о котором нам напоминают почти ежедневно.
Так или иначе, люди разработали эффективные способы сбора информации, лечения аномалий кожи и даже убийства друг друга. Но нам постоянно не напоминают о тех человеческих жизнях, которые были искалечены или потеряны во имя этого прогресса.
В 1951 году доктор Albert Montgomery Kligman (1916 - 2010), дерматолог из Пенсильванского университета и будущий изобретатель Retin-A (крема для проблемной кожи), начал эксперименты с заключенными в тюрьме Holmesburg в Филадельфии.
Позже он сказал журналисту: «Всё, что я видел перед собой, было акрами кожи. Это было похоже на то, как фермер впервые увидел поле». В течение следующих 20 лет заключенные охотно позволяли ему использовать своё тело в экспериментах с зубной пастой, дезодорантом, шампунем, кремами для кожи, моющими средствами, жидкими диетами, каплями для глаз, пудрами для ног и красками для волос.
Kligman был плодовитым учёным и стал известен тем, что принёс научную строгость в ту область, где её в то время не хватало: написал множество статей о часто встречающихся дерматологических состояниях, таких как «нога спортсмена» (или «стопа атлета», грибковая инфекция) и перхоть. Он также работал на пересечении косметики и медицины.
Использование третиноина для лечения угрей и морщин стало, пожалуй, самым известным прорывом в дерматологии. Проданное как Retin-A, это нововведение принесло Клигману значительные гонорары. Он был щедрым спонсором отделения дерматологии в Университете Пенсильвании, пожертвовав более 4 миллионов долларов к 1998 году.
Возвращаясь к экспериментам в тюрьме. Происходя из более раннего исследования лечения стригущего лишая, его работа там началась (по приглашению тюремных чиновников) с попытки научиться контролировать микоз (вышеупомянутая «нога спортсмена»).
Он провёл десятки экспериментов над заключенными для фармацевтических компаний и государственных учреждений. В период с 1951 по 1974 год Клигман подвергал примерно 75 заключенных воздействию высоких доз диоксина, загрязнителя, ответственного за токсичность агента Оранж. «Dow Chemical» заплатил Клигману 10000 долларов за проведение экспериментов по исследованию токсичности этого химического боевого агента.
В то время как заключенным платили за их участие, было предпринято мало усилий для обеспечения безопасности испытуемых, некоторые из которых были намеренно подвержены воздействию патогенных микроорганизмов, вызывающих инфекции, в том числе герпес, стафилококк и «ногу спортсмена».
Кроме того, оплата заключённым их участия в экспериментах имела и другие непредвиденные последствия: некоторые из них использовали полученную экономическую власть для принуждения к некоторым действиям других заключённых.
Испытания Клигмана в тюрьме для правительства не ограничивалось дерматологией, распространяясь даже на тестирование психоактивных препаратов для Министерства обороны.
В то время как сам Клигман утверждал, что тестирование соответствовало научным и этическим нормам той эпохи, почти 300 испытуемых, которые находились в тюрьме, подали в суд на него и Университет Пенсильвании. Иск был подан из-за нарушения Нюрнбергского кодекса. Хотя иск был отклонён в соответствии с законом об ограничениях, реакция общественности на программу тестирования способствовала принятию федеральных правил, ограничивающих медицинские исследования в тюрьмах.
Более поздние комментаторы, включая сенатора Теда Кеннеди, отметили, что, несмотря на наборы этических принципов, изложенных в Нюрнбергском кодексе 1947 года и (намного позже) Хельсинкской декларации, беднейшие члены общества, как правило, несли на себе бремя неэтичных биомедицинских исследований, связанные, в том числе, с неадекватными процедурами согласия 1950-х и 1960-х годов при использовании заключённых. Исследования Клигмана в этой тюрьме стали примером неэтичного научного эксперимента в учебниках и были осуждены как эквивалент «варварства и садизма Освенцима и Дахау»
Помимо противоречий, касающихся испытаний на заключённых, у Клигмана были обнаружены расхождения в данных, лежащих в основе его экспериментов. Это привело к тому, что Управление по контролю за продуктами и лекарствами на какое-то время даже запретило его исследования.