Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ
«Ленинградская симфония» (1957 год; режиссёр – Захар Маркович Аграненко)
Фильм о том, как летом 1942 года в блокадном Ленинграде, пережившем недавно самую холодную и голодную зиму, шли приготовления к исполнению «седьмой ленинградской симфонии», специально написанной композитором Дмитрием Шостаковичем.
Казалось бы, что особенного в том, что в полуживом городе, ежедневно повергаемом бомбёжкам и артиллерийскому обстрелу прозвучит музыка, написанная ленинградским композитором, который начал сочинять своё произведение осенью 1941 года в окруженном со всех сторон Ленинграде?
Дело в том, что первое исполнение «Ленинградской симфонии» прошло в торжественной обстановке 9 августа 1942 года. Именно к этому дню по всем расчётам верховного ненецкого командования и самого Гитлера либо осаждённый город должен был пасть, либо население его полностью вымереть от голода.
Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета, частично укомплектованный военными музыкантами взамен умерших от голода прежних постоянных исполнителей, играл в филармонии в полную силу. Никакой звукоизоляции не применялось, а в концертном зале были включены все люстры с электрическим освещением. Зал был переполнен до отказа. Симфонию слушали ленинградцы, моряки-балтийцы и бойцы гарнизона.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио и по всем громкоговорителям городской сети. Музыку слышали не только жители города, но и немецкие войска, находившиеся на передовой. Для многих солдат и офицеров Вермахта неожиданный концерт стал шокирующим откровением, ведь военнослужащие группы армий «Север» были уверены, что население Ленинграда давно исчезло и вымерло. Бесновался Гитлер, когда ему сообщили о трансляции симфонии.
О том, как готовились ленинградские музыканты и работники филармонии к проведению мероприятия, имевшего огромное моральное, патриотическое и даже политическое значение, а также как проходило само премьерное исполнение самого музыкального произведения рассказывает фильм «Ленинградская симфония». Свои первые роли в кино в этой картине исполнили будущие звёзды советского экрана – Алла Демидова и Станислав Любшин.
«Балтийское небо» (1960 год; режиссёр – Владимир Яковлевич Венгеров)
Экранизация одноименного романа Н. К. Чуковского. Двухсерийный фильм «Балтийское небо» рассказывает о самых тяжёлых и переломных первых месяцах блокады Ленинграда. В центре сюжета эскадрильи истребителей И-16 одного из авиационных полков, входивших в состав Краснознамённого Балтийского флота.
Несмотря на то, что фильм повествует о боевых лётчиках, тема блокады является достоверно показанной и важной составляющей картины. Благодаря отважным лётчикам-истребителям, которые ежедневно мужественно, самозабвенно и с постоянным риском для жизни защищали небо Ленинграда от налётов вражеской бомбардировочной авиации, город на Неве не был превращён в груду развалин, как о том мечтал Гитлер.
Благодаря активной помощи авиамоделистов и добровольных помощников из числа блокадников и защитников Ленинграда, авиационная и наземная техника, боевые корабли и вообще осажденный Ленинград выглядят для своего времени очень достоверно и качественно. Хочется также отметить превосходную игру замечательных советских актёров – Петра Глебова, Михаила Ульянова, Ролана Быкова, Михаила Козакова, Людмилы Гурченко, Олега Бориса, Павла Луспекаева, Владислава Стржельчика.
«Дневные звёзды» (1966 год; режиссёр – Игорь Васильевич Таланкин)
Экранизация одноимённого автобиографического романа Ольги Берггольц. Именно этой ленинградской поэтессе, писательнице и журналистке принадлежит знаменитая строка: «Никто не забыт, ничто не забыто!» Она в качестве вечного напоминания высечена на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, на территории которого похоронены от 470 до 520 тысяч жертв Ленинградской блокады.
Сюжет фильма построен на воспоминаниях и личных переживаниях Ольги Берггольц, ставшей непосредственной участницей и свидетельницей самых тяжёлых, драматических и переломных событий, происходивших в осажденном и блокадном Ленинграде.
Фильм получился очень сильным, проникновенным и порой затрагивающим «слишком неудобные» темы и эпизоды первых месяцев блокады, о которых на заре «брежневской эпохи» столь открыто вещать с экранов было нельзя. По этой причине из «Дневных звёзд» были вырезаны несколько сцен и диалогов, а сама картина вышла в прокат лишь в 1968 году.
Ольге Берггольц очень понравился и сам фильм, и Алла Демидова, исполнившая главную роль – самой поэтессы. Кроме того, очень многие кинокритики и кинематографисты отмечали превосходную операторскую работу. На XIII международном Венецианском кинофестивале фильм «Дневные звёзды» получил специальную «Золотую медаль участия».
«Зимнее утро» (1967 год; режиссёр – Николай Иванович Лебедев)
Экранизация повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония». В основе сюжета фильма лежит удивительная и проникновенная история о том, как девочка-подросток Катя Никанорова во время бомбёжки спасает маленького мальчика Митю, брошенного родной матерью в пустой и холодной ленинградской квартире.
Катя и сама остаётся без родителей, получив от собеса новоё жильё и карточки. Она выдаёт Митю за своего младшего брата, дав ему новое имя – Серёжа. Катя, несмотря на ужасы, обречённость и безысходность первой блокадной зимы, сохраняет оптимизм, веру в то, что «всё в конечном итоге будет хорошо», продолжая самым тщательным образом забоится о Мите-Серёже. Вскоре Катя устраивается в госпиталь, где случай сводит её с родным отцом Мити...
В 1969 году на VI Московском Международном кинофестивале фильм «Зимнее утро» получил сразу два приза – «за лучший детский фильм» и «за самый добрый фильм». В 2019 году повесть «Седьмая симфония» была экранизирована вторично. Режиссёр Владимир Потапов снял фильм «Крик тишины».
«Пять дней отдыха» (1969 год; режиссёр – Эдуард Александрович Гаврилов)
Экранизация одноименной повести Иосифа Герасимова, в основе которой история взаимоотношений молодого красноармейца-добровольца Алексея Казанцева и 19-летней Ольгой – жительницей блокадного Ленинграда. Находясь на краткосрочном отдыхе, Алексей, стремясь спасти девушку от голодной смерти и дистрофии, сначала кормит Ольгу своим пайком, а затем вступает с ней в брак, чтобы иметь в дальнейшем возможность ей отсылать часть своего денежного и продовольственного аттестата.
«Вальс» (1969 год; режиссёр – Виктор Абросимович Титов)
Не самый удачный фильм (точнее телеспектакль), повествующий о жителях ленинградской коммунальной квартиры, которым предстоит в одиночку и сообща прожить первую блокадную зиму – самую страшную, беспощадную, холодную, переполненную лишениями, голодом, отчаянием и страданиями.
В своё время фильм подвергся справедливой критике за крайне неудачные декорации – слишком неправдоподобные, яркие и оптимистичные. Кроме того, сам сценарий и дух картины (по мнению большинства зрителей, переживших блокаду и войну) не соответствуют заданной эпохе.
Несмотря на сильный актёрский состав (в фильме снимались Екатерина Васильева, Алиса Фрейндлих, Никита Подгорный, Игорь Ледогоров, Игорь Ясулович) многие герои фильма изначально прописаны с излишком пафоса и театрального трагизма-оптимизма, оторванного от реальности.
«Зелёные цепочки» (1970 год; режиссёр – Григорий Лазаревич Аронов)
Экранизация повестей Германа Матвеева «Зелёные цепочки» и «Тайная схватка». Фильм, предназначенный для детской и подростковой аудитории. В центре сюжета два ленинградских школьника – Миша Алексеев и Вася Кожух, которые помогают в поисках, изобличении и нейтрализации немецкого агента-диверсанта, прибывшего с потоками беженцев в осажденный Ленинград с секретным заданием.
Выдавая себя за инвалида-фронтовика, вражеский разведчик должен подавать условные сигналы для германских лётчиков и воздушных наблюдателей, корректируя бомбардировку важных промышленных, военных и культурных объектов блокадного Ленинграда.
Конечно, сейчас, спустя полвека после премьеры, это чёрно-белое кино смотрится наивно, но по своему содержанию, качеству актёрской игры и динамичности «Зелёные цепочки» ни чуть не уступают многим военно-приключенческим фильмам, штампуемым ежегодно к очередному празднованию дня Великой Победы.
Полностью публикацию «Советские художественные фильмы о блокаде Ленинграда» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Часть 1-я
Часть 2-я
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)