Часть первая.
Никогда не пил чай с Путиным, понятия не имею, что у него в мозгах. Но надо быть круглым идиотом, конечно, чтобы за шесть лет не понять, а поняв, не впечатлиться, замыслом, который реализуется с момента Майдана-2.
Разными словами, в разных постах и различном контексте говорим об этом, как минимум, с зимы 2014 года.
Люди, однако, не устают задавать вопросы.
И почему-то мне, а не Владимиру Путину (хотя, прежде всего, их нужно адресовать Владиславу Суркову).
Почему я должен на них отвечать?
***
Крым. Крым - это полуостров, изогнутой змеей впивающийся в Черное море.
Кто контролирует Крым, то, по существу, контролирует Черное море. Зимой 2014 года РФ практически оставила Киев (и даже вывезли пропагандистов). Сохранить при новой, теперь уже американской, администрации контроль над Крымом представлялось... вариативным. Поэтому события, случившиеся в Крыму, на мой взгляд, - разумны и своевременны.
Другое дело, экономика Крыма, электроэнергия, вода. Основной отраслью экономики Крыма является курортный бизнес. После 1991 года у РФ на Черном море остались только курорты Краснодарского края. Так что россияне, разумеется, готовы, способны и рады были заменить бизнесменов Карпат и поднепровской Украины на полуразрушенных кемпингах Крыма. Но! По результатам 2014 года, проезд российских туристов оказался затруднен. Как и поставки в Крым... да всего, чего угодно! Поэтому возникла и реализовалась идея моста: одно следовало из другого!
Проблема энергообеспечения полуострова - техническая. И, как все технические проблемы, - более-менее, решаемая. Гораздо сложнее проблема с поставками пресной воды (при Советском Союзе она поступала в Крым из Херсона). Но какой-то минимум воды в Крыму пока есть. Над остальным нужно думать.
Главное. В Крым не вернулась Турция (что вполне могло случиться в обозримой исторической перспективе; как, впрочем, и в Сочи, если бы не Олимпиада). Турция сейчас переориентирована на Ближний Восток. И это - лучшая перспектива не только для России, но, главным образом, и для Западной Европы (если кто-то не понимает).
РФ сегодня, как и сложилось исторически по итогам решения исторического "восточного вопроса" - главный геополитический игрок в бассейне Черного Моря.
***
Теперь Донбасс. Исторически, импульсом к возникновению индустриального Донбасса явилась сугубо административная инициатива министров-модернизаторов графа Витте. Индустриальный Донбасс задумывался, как топливная база Черноморского Флота. И, кстати, были (и остаются) другие потенциальные "точки роста" исторической России, в то же Сибири, например. Но Донбасс оказался ближе к европейскому театру мировой политики. Плюс Азовское море - мелкое, но имеющее выход в Черное. Поэтому именно в это место оказался направлен импульс административной инициативы в последние десятилетия 19 века. Другое дело, что залежи полезных ископаемых в Донбассе и Криворожском бассейна оказались столь значительными, что далее, самодеятельная предпринимательская активность превратила Донбасс во флагман российской индустрии. Особенно, в ситуации, когда развитие других "точек роста" на территории исторической России, по политическим причинам, пришлось отложить.
Путин. Точнее Сурков. По итогам 2014 года, когда стало понятным, что без прямого вооруженного вмешательства РФ идея Новороссии, как исторического моста между Россией и Крымом , не реализуется, Сурков настоял на идее "чеченизации" Донбасса. (У "Новороссии" не хватило политического ресурса: Россия так долго делала "ставку" на "Партию регионов", что позволила последней придушить русское движение на Украине, а когда возникла критическая ситуация, "бизнесмены"-от-политики "ПР" растворились в воздухе, как их не было, а у русского движения просто не хватило сил).
Случились приграничные "котлы". Путь на Киев действительно оказался открыт. Как, впрочем, он был отрыт весной 2014 года, только весной 2014 года идти было некому, поскольку местные люди занялись "дерибаном" внутри городов, откуда была изгнана (бежала) "ПР"-овская администрация, вместо того, чтобы решать стратегические задачи.
Тем не менее, "котлы" случились, "русскую весну" не удалось задавить окончательно.
Минские соглашения, в этом смысле, разумеется, - пакт о капитуляции Украины. Но и известный компромисс для РФ, поскольку исторических своих задач этими соглашениями РФ не решила.
Если животное мяукает, как кошка, выглядит, как кошка, лакает молоко из блюдца, это - кошка! И не нужно ничего выдумывать!
Путин - а точнее Сурков - действительно отнеслись к Донбассу инструментально: они, на самом деле, хотели внедрить прямо зависимых от них людей в украинский политикум, с правом блокировать невыгодные РФ решения. О вступлении Украины в ЕС, например. Или в НАТО. И... для выполнения этого замысла, им, конечно, не нужны были во главе Донбасса самостоятельные политики. Нужны были марионетки - пусть грязные, корыстные и глупые. Главное - послушные и управляемые. И чем грязнее и глупее, тем... хуже для Украины.
Так возникли, вначале, - Захарченко, которого Казаков пытался раздуть до образа "народного героя" (сделать из "титушки" конфетку), а затем - Пушилин с "МММ"-щиками. Недовольных и самостоятельных планировалось просто задавить, в предельном случае - уничтожить.
Что касается территории, что чем меньше, тем лучше: меньше денег РФ на содержание, казалось им. Нужды экономики края, историческая задача Донбасса по консолидации, замыканию производственных цепочек не рассматривались изначально. Именно потому, что в республиках видели исключительно инструмент давления на Киев. Который, к тому же должен, по изначальному замыслу, содержать сам Киев
Если осознать наличие этого замысла Суркова, то все остальное, происходившее в Донбассе на протяжении последних шести лет, обретает логическую стройность, становится понятным.
Буквально все!
И наличие грязного "бэкграунда" Пушилина и его ничтожеств, и привлечение вчерашних СБУ-шников для расправы над реальным активом "русской весны", и дешевая пропаганда а ля Казаков (то, что вытворяли Никитина с Пироговой было и остается явлением, выходящим за любые рамки; их, с позволения сказать, "деятельность" в Интернете характеризуется нечитабельной аббревиатурой "тп"), и привлечение младоахметовцев курченковцев для управления экономикой донецких предприятий, по итогам бесконечного заигрывания с самим Ахметовым, и ахметовские чиновники на ключевых постах в бюрократической иерархии независимых республик, и неизбежный развал экономики, сопровождающийся повальным "дерибаном" полуразрашенных "активов", и тотальные, буквально насаждаемые на местном уровне, беззаконие и произвол на фоне неустанных попыток тоталитаризации и маргинализации общества под предлогом войны - все буквально!
Цепочку следствий легко рассмотреть и эксплицировать в каждой конкретной предметной сфере: от структуры управленческого аппарата независимых республик до конкретных провалов в экономике (вплоть до ликвидации основных отраслей).
Это делалось не однажды.
Еще раз, главное: Путин с Сурковым ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотели бы передать ЛДНР Украине! Это - на самом деле, так! Другое дело, что этот "план" изначально был несбыточным, авантюрным. Потому что есть люди - живые люди. И у этих людей, донбассовцев, были и остаются совсем другие планы на жизнь, не совпадающие с геополитическими "рисунками на песке" Путина и Суркова.
Да и, украинские нацисты, вкупе с американцами, - отнюдь не дураки. Они просто, что называется, "заиграли" минские соглашения, отгородились от республик стеной огня, объявили экономическую блокаду и ситуация, в текущем итоге, обернулась против самого Кремля, в зоне политической и экономической ответственности которого оказалась еще одна Чечня, с грязными надуманными "лидерами" во главе, которых не воспринимает никто: ни население края, ни реальный актив "русской весны", ни украинские "партнеры", да и в самой Москве они, признаться,... в роли шутов гороховых. Как минимум.
Суркову удалось создать в Донбассе еще одну Украину, много хуже оригинала. Но не получилось внедрить ее, эту инфекцию-пародию, в тело материковой Украины. И теперь эта "вторая Украина" висит на шее и бюджете РФ.
А население Донбасса страдает. Массово страдает население. Тысячи и тысячи живых людей.
И та ситуация, в которой сегодня обретается Донбасс, Украина, да и евразийская геополитическая платформа, в целом, - прямое следствие политической ошибки (замысла Суркова), совершенной Кремлем на излете лета 2014 года.
Вот, собственно, итоги, с которыми мы пришли к лету 2020 года.
Понятно, что назрели - давно уже назрели! - перемены.
Какими они могут быть?
Поговорим об этом в следующем посте.
Прим. Бога, не нужно впадать в панику. После Олимпиады-2014, в ходе подготовки к которой РФ "ногою твердою" стала на Кавказе, Украина находится в геополитическом окружении. С уходом Донбасса, индустрия Украины подорвана. С уходом Крыма, ее присутствие на Черном море равно деятельности казацких "чаек" периода Запорожской Сечи. Газотранспортная система устарела (ей уже пятьдесят лет!), а идея "Северного" и "Южного потоков", разумеется, придет к своему логическому завершению.
Словом. Эта партия еще не сыграна! Основные ходы еще впереди.
Часть вторая
Итак, Рада приняла решение о проведении местных выборов на Украине без ОРДЛО и Крыма. В Крыму и в Донбассе - говорится в решении Рады - местные выборы по украинским законам состоятся после перехода границы под контроль Украины.
Таким образом, законодательным органом Украины нарушен порядок исполнения "Комплекса мер по исполнению Минских соглашений", утвержденный СовБезом ООН.
Украина формально не вышла из Минского процесса, но фактически его сорвала.
Россия вынуждена будет реагировать. Утратив, как стратегическую, так и тактическую дипломатическую инициативу. Впрочем, она, эта инициатива, все шесть лет принадлежала Украине, начиная с Майдана-2.
Как будет (может) реагировать РФ?
И снова: понятия не имею о планах Путина. Но веер возможностей РФ просматривается вполне отчетливо.
Первое. Военное решение проблемы.
Я, как известно, был сторонником именно этого варианта разрешения ситуации на Украине, начиная с 2000-го года. Именно на этой почве мы разошлись с К.Ф.Затулиным, прекратили прямое сотрудничество.
А сегодня украинские власти на своей территории и на международных площадках объявляют, что воюют-де с Российской Федерацией, агрессором. А Россия, в ответ, на Украине не воюет. За нее отдувается гражданское население Донбасса.
Между тем. Российская Федерация сегодня - самое вооруженное государство в мире. Оставим, на минутку, гиперзвуковое оружие: ВС РФ НА ПОРЯДКИ превосходит УВС по численности, тактической боевой подготовке, составу (количеству и качеству) вооружения, в мотивации.
На самом деле, все эти железобетонные "линии обороны" все три!, - выстроенные украинскими мошенниками в Донбассе - подсолнечная лузга для кадрового состава ВС РФ: смахнут и не заметят! Был бы приказ!
И есть опыт: опыт приграничных "котлов", Дебальцево. Опыт - это набитые шишки. Они болят.
Очевидно, что военный вариант вызовет долгосрочное недовольство "западных партнеров". Но чем это грозит РФ? Новым витком санкций?
У РФ - слабая экономика. Но ее, Российскую Федерацию, трудно превратить в страну-изгой еще и потому, что. в этом случае, настроения внутри РФ могут резко радикализироваться и в каком направлении будет канализирован протест - вопрос открытый: если вовне, то всему миру мало не покажется!
Украина может быть разрушена в считанные дни - это факт!
Другой вопрос: есть ли сегодня силы, способные организовать жизнь на Украине, после разрушения ее государственной и военной машины?
Я лично таких не вижу!
И вина - прямая вина в этом - тех "кураторов" украинского направления, которые занимались указанной тематикой последние шесть лет.
Таких сил не было и в Донбассе в 2014 году. Поэтому мы сегодня переживаем управленческий и экономический коллапс, в воронке которого обретаемся.
Открытая военная операция на Украине, конечно, будет связана с гибелью людей, материальными потерями. Но вряд ли жертв будет больше, чем миллионы изломанных судеб жителей Донбасса за эти шесть лет, вконец разрушенная экономика региона, бюджетные потери РФ!
Утверждал это и в 2000 году.
Второе. Очень часто реальная угроза применения силы оказывается более действенной, чем ее применение.
Может ли РФ, в данной ситуации, воспроизвести "метод генерала Лебедя", апробированный в Приднестровье?
Разумеется, может!
Этот "метод" также стимулирует санкционную активность против РФ, но окажется ли он действенным в случае Украины?
Украинская элита, начиная с 1990-х гг., всегда была готова сражаться за свои капиталы "до последнего украинца".
Мне кажется, что в случае применения "плана Б", Зеленский и его команда попытаются извлечь новые выгоды из угрозы применения РФ силы, например, выбить новые кредиты у Запада, но саму угрозу проигнорирует.
Историю с первым "Белым конвоем" в Донбасс помните?
Так вот: национальный характер - действенный элемент актуальной политики. Его невозможно игнорировать!
Третье. Вариант конкуренции образцов (вариант "ВДНХ").
Нет, в самом деле, - Украина, в нарушение "Минска-2" проводит на своей территории местные выборы. Совершенно логичным видится зеркальное проведение местных выборов на территориях ЛНР и ДНР. Без участия Украины.
Вопрос, собственно, в том, как эти выборы проводить?
Если опираться на исключительно административный ресурс, как это было в случае с "выборами" А. Захарченко в 2014 (на них люди шли, доверяя России; не зная, кто такой А.Захарченко, каких персонажей подсовывает им Сурков), или Пушилина в 2018 году (абсолютно позорные псевдо-выборы!), то никакой конкуренции образов, разумеется, не получиться: результаты окажутся подтасованными, не будут признаны нигде в мире, но самое главное - не будут признаны населением самих республик де-факто. Внутренней легитимации власти не произойдет!
Да и, идти в будущее вместе, с головы до ног, запачканными персонажами, которых готовили для сдачи Донбасса Украине, какой смысл? И при комплиментарности конкретных начальников?
Донбасс нужно строить заново. Все строить, начиная с государственного аппарата. И строить, исходя из двух целей: конкуренции за "образ будущего" с Украиной и адаптации к политико-административным реалиям, сложившимся в РФ.
"МММ" в РФ запрещено.
Кто-то хочет протащить "МММ" в РФ через Донецк? Если уж не удалось их внедрить в Украину?
Нет, потенциально можно, конечно, провести местные выборы, сохранив республиканские структуры власти. Внешне это выглядит даже логично: на половине кадеции одной команды к власти готовится другая.
Россия просто признает ДНР и все!
Но!
"Гладко было на бумаге..."
Проблема в том, что указанные команды мировоззренчески разные. Одна - украинская (не смотря на риторику), другая - донецкие сторонники интеграции в Россию. Категорические. Вплоть до жертвенности (проверено!).
Как поступят донецкие примазавшиеся к ДНР украинцы, как только услышат о местных выборах?
В принципе, мы это уже видели!
Это будут "избирательные карусели", с заранее прописанными именами и результатом, как те, что крутились на "праймериз", организованных Мартыновым с позорно-террористическими, бандитскими элементами, использованными на псевдо-"выборах" А.Пушилина: со взрывами, захватами, непропусками через границу и прочей не имеющей отношения к сути, к политике чепухой.
А что донецкие украинцы еще умеют?
Они всю жизнь так жили!
При бандите Ахметове!...
Могут, кстати, прибегнуть и к "превентивным арестам", убийствам - почему нет? Чтобы заранее заставить замолчать тех, кто способен публично высказывать свое мнение.
Разумеется, эти средства - провальные.
Потому что... в любом случае, найдутся люди, которые не будут молчать - проверено!
И РФ могла бы закрыть на все это глаза, как сделала в 2018, доверив выбор "местным кадрам", но проблема в том, что в 2020, вне зависимости от того, будут ли "материковые" украинцы принимать участие в местных выборах в Донецке и Луганске, за процессом будут внимательно следить во всем мире. И каждое движение оценивать. Недоброжелательно. Недоброжелатели РФ.
К тому же... а каков итог?
Сохранение у власти команды, которая не пользуется доверием населения, отторгается им, команды, на которой невыносимый груз ошибок последних шести лет (в том числе, и ошибок Кремля), команды, которая несет публичную ответственность за "дерибан" экономики края, развал политической сферы и социалки (и все повсеместно это осознают), команды, которая НИКОГДА не будет принята ни в Киеве, ни где бы то ни было в мире, включая Москву, кроме подпольных казино?
Зачем?
С этим можно идти на Украину?
Или интегрироваться в Россию?
А как быть с внутренней легитимностью? Легко ли управлять обществом посредством такого «инструмента»?
Стоят ли трапецевидные фигуры "МММ"-щиков таких неудобств?
Я не знаю - повторю в который раз! - какой выбор сделает в данной ситуации Кремль. Но если бы я оставался в Москве и оказывал влияние на решения, принимаемые в контексте украинской тематики, я бы твердо придерживался буквы "Комплекса мер", утвержденного резолюцией ООН. То есть, признал бы результаты местных выборов в Донбассе (тех, что пройдут без Украины) и... провел бы съезд депутатов местных советов... ну, далее вы знаете: много раз рассказывал, какие этапы нам не обойти!...
Сегодня общество в Донецке существует отдельно от власти. И с этим ничего не возможно поделать, ничего не помогло - ни террор, ни запугивание, и попытки заморить голодом и бытовыми проблемами. А по итогам местных выборов, вариантов, собственно, может быть только два: или раскол системы власти на местную и центральную, с последующими многочисленными негативными последствиями, что неприемлемо в условиях военного противостояния, либо реформирование центральной власти по итогам признанных местных выборов.
Второй вариант лично мне представляется приемлемым.
И... конечно, мы были готовы и всегда готовы сразиться с украинцами на политическом поприще. И можем - действительно, в силах! - их победить: из Москвы это удавалось и не однажды.Но если не будет украинцев внешних, то с внутренними нет смысла ломать копья. Их нужно просто смести в мусорную корзину, как завалявшиеся бумажки.
Об этом, мне кажется, сейчас нужно думать Москве. Во всяком случае, я бы об этом думал, если бы в Москве оставался.
***
И понятно, что возможны комбинации указанных трех вариантов.
***
Тишина сейчас в Донецке. Молчание. Политическое (на фронте, разумеется, стреляют).
Но понятно, что работа идет (она всегда идет), что-то готовится.
Посмотрим, какие планы вызрели.
Ибо, на самом деле, ничего не знаю.
Просто анализирую. (Причем, бегло, без существенных подробностей). Анализирую вслух.
Прим. Прагматизм - экзерциция, девиация здравого смысла. На самом деле, обманывается порой и здравый смысл. Проблема в том, что прагматизм обманывает ВСЕГДА!
Обещает и обманывает.
Нам нечему учиться у Чарльза Сандерса Пирса.
Америка - враг!
С уважением,
Роман В.Манекин