В приснопамятном 1991-м году я пошла в седьмой класс. Школа - наилучшая в достойном подмосковном наукограде, где прогрессивная часть родительства была во все времена помешана на образовательных процессах наследников.
Мои родители, учёные-физики, выступали истовыми борцами за просвещение. Сначала моё, потом моих младших братьев... Эпохи менялись (у нас большая разница в возрасте), а родители - в компании себе подобных фанатиков - всё настаивали: приглашали ведущих педагогов со всего города, инициировали "фильтрацию" классов, всяческие конкурсные отборы и углублённые курсы.
Кто учился в то время, тот подтвердит: это были годы самопровозглашения лицеев и гимназий. Порой - без чёткой самостоятельной платформы и выраженных гарантий качества. (Кстати, нынче с номенклатурой значительно строже, и классификация школ подчиняется однозначным критериям.)
При переходе в среднее звено (было это ещё в 1989-м) "зачистку" произвели в нашем классе, а также одном из параллельных, - слили между собой, соответственно, сильнейшие и слабейшие половины. Спорное деяние... хотя неравнодушные, безусловно, воспользовались своей с того выгодой. Контингент подобрался такой, что учиться и соревноваться стало особенно интересно.
К восьмому классу назрела ещё одна "сортировка" с проходными баллами, красной чертой и материнскими трагедиями. Лично у меня очков хватало с избытком - и в компании ещё 21 счастливчика (не 32 и не 35 - уже хорошо) я стала числиться благородной лицеисткой, а родители - доплачивать за моё образование. Исходя из личных условий звёзд педагогики, которых для нас подобрали... (Смутное было время, когда даже в школах платили в конверте!)
"Лицейские" лозунги образца начала девяностых поражали своей иллюзорностью. Не припомню сейчас всей картины в деталях, но, определённо, врезался в память кровожадный слоган "Женитьба предметов", провозглашаемый идейными вдохновителями движения... на полном серьёзе. Видимо, имелась в виду некая интеграция, взаимообогащение, взаимопроникновение естественнонаучного и гуманитарного циклов, а также искусства (и даже бытовых навыков).
И да, это было очень странное начинание, по факту исказившее программы и "расчасовку" по всем предметам без исключения.
Загадочным образом стало меньше алгебры, где-то потерялись лабораторные работы по физике и химии, литература "потеснилась" в пользу этики, эстетики и риторики, история поделилась на два предмета у двоих педагогов - а любимая учительница по английскому вскорости уехала в Лондон на ПМЖ.
Эх, если бы это были все проблемы! Мне, например, в седьмом классе нравилось черчение - обычное, "советское", так сказать, начертательная геометрия. Моя бабушка, инженер-конструктор, бережно соблюдала мою чертёжную выучку. Но в "лицейской" действительности черчение заменили до боли модным "дизайном", где нужно было фантазировать и воплощать на бумаге, в частности, концепции тематических парков культуры и отдыха. Изометрии, диметрии и сечений ни с кого не спрашивали: народ рисовал кривыми руками, как Бог на душу положит, - а потом посещал у того же преподавателя (кстати, известного художника-иллюстратора)... факультатив по японскому языку. Меня лично хватило на чисто графическое восприятие двух иероглифов: учиться чему-либо новому я не стану, пока мне не объяснят, зачем я это делаю и как именно это поможет мне в жизни.
Свистопляску с "женитьбой" дополнила керамика (к которой я оказалась решительно не способной), а также домашняя экономика, отдалённо напоминавшая уроки труда в перемешку с этикетом.
Замечу, я опускаю часть великолепных "лицейских" метаморфоз, дабы не перегружать изложение. Вероятно, для иллюстрации полной программной анархии... моего списка вполне достаточно. Не могу не упомянуть, справедливости ради, что доступные нам часы матеметики, химии, русского языка и литературы были удивительно хороши.
Уже к середине восьмого класса я откровенно делилась с мамой и папой мыслями о распаде образовательной системы в отдельно взятом учебном заведении. Им было горько, они инициировали сходки креативщиков (родительские, то бишь, собрания) - и творили очередные манипуляции.
После девятого класса я приняла решение школу покинуть.
Юноша, некогда не прошедший в "лицейский" класс по сумме баллов, прочно занял вакантное место.
Я же подготовилась и поступила в музыкальное училище, в котором на сегодняшний день давным-давно преподаю. Чётко отлаженные программы, точно просчитанные часы и соотношения нагрузки по специальным (и общеобразовательным!) предметам меня неизменно радовали. Компетентность и человеческий уровень преподавателей - несомненно, тоже.
Родная школа уже 28 лет как поёт гимн, сочинённый мною в честь лицея в 13-летнем возрасте.
Позже там выучились мои братья, каждый из которых также отбыл в Москву после девятого класса (да, в университетском интернате было жёстче, строже - и никакой "женитьбы")...
Школа оставила тягостное впечатление навязчивости. Очень много необязательного, субъективного и, мягко говоря, не слишком качественного... подавалось как инновация и подарок судьбы.
Я не хочу повторения подобного сценария для своих детей. Более того, я протестую и борюсь.
Мы с семьёй живём недалеко от центра Москвы. У меня дочь и трое сыновей.
Можно ли объявить участие в школьных спектаклях обязательным для каждого ученика, если соответствующей дисциплины нет в программе - как нет и специально отведённых под репетиции часов? Имеет ли право администрация восторженно вещать на сентябрьских митингах... о том, что театральная педагогика есть основа обучения и нравственного развития свободного и духовно здорового гражданина?!
Я не говорю о финансовой стороне вопроса и детско-родительских временнЫх затратах "за сеткой".
Музеи, театры, кинотеатры и клубы по интересам - два-три раза в месяц. Почти принудительно. Иначе - жёсткий выговор и ультиматум от классного руководителя. Наша семья по жизни в оппозиции, судьба такая. Ребёнок - музыкант, очень занят, досуговые подходы нам чужды. И да, это вновь навязчиво. И это мой подростковый страх...
Кажется, я наконец смогла сформулировать для себя свои требования к желаемому облику и содержанию школы! Для моих детей, разумеется.
Школа, предоставляя качественное образование в соответствии с чёткой программой и стандартами, не должна мешать и противоречить графику и внутреннему климату семьи.
Школа не имеет права брать на себя излишние воспитательные функции: с хорошей вероятностью школа не справится, ибо дети слишком разные.
Засунуть всех в один спектакль - утопия. Насильственно и бездарно..
Лучшая школа - в моём понимании - традиционная ШКОЛА, преследующая единственную цель - НАУЧИТЬ (заинтересовать, как вариант). Не развлечь, не раскрепостить, не подружить. Нет. Это от лукавого. Эти категории из серии "насильно мил не будешь".
Полагаю, что подменять регулярное образование такого рода "нравственным развитием" - большой грех.
А Вы как думаете? Поделитесь, пожалуйста, мыслями в комментариях!