Эта статья будет ничем иным, как продолжением моего повествования про зарядку малым током очень-очень старых аккумуляторов 18650, которая, как ни странно, завершилась успехом. Вот она. Стало очень интересно проверить, как они поведут себя при разряде? Да, я в курсе про массу разрядно-диагностических приборов, сам я специалист по резервному энергоснабжению, поэтому таких приборов у меня целый арсенал. Самым распространённым для бытового применения является iMAX-B6, а для профессионалов - Конбат.
Но мы, самоделкины, в душе всегда мечтаем использовать простые и надёжные дедовские способы - это же для себя, не надо прилагать никакие сертификаты, подписывать протоколы и нести ответственность за результат. Чем же нагрузить литиево-ионную батарею? Ответ пришёл сам собой! Конечно, гирляндой из лампочек Уфимского электролампового завода, напряжением 3,5 вольт, соединённых параллельно!
Гирлянда сама по себе достаточно уникальна, и заслуживает отдельного обзора. В штатном режиме она питается от трансформатора 220-3,5В. Я просто подсоединил её к аккумуляторам через амперметр. Провода были тонковаты, поэтому напряжение терялось, и лампочки работали в бережном режиме. Измеренный ток составил 2200 миллиампер.
Честно говоря, я изначально полагал, что гирлянда посветится минут 10, и аккум сядет в ноль. Однако прошёл час, а она всё работала...
Еще через час совсем стемнело, а гирлянда всë работала!
И что же в итоге? Гирлянда проработала чуть более двух часов, дожидаться снижения напряжения совсем я не стал. Какая же ёмкость отдачи была выдана "старичками"? Грубо, если ток в начале был 2,2 ампера, а в конце 1,8 ампер, то за два часа это целых 4000мАч!
Какая же интересно у них была заводская ёмкость? Явно не написано. Для ответа на этот вопрос я разобрал батарею более нового ноутбука, которая, кстати, тоже перестала работать, и увидел там такую маркировку. ICR-18650 22F SDI 963, немного погуглив, читаем - ICR – аккумуляторы с катодом из кобальтата лития. Емкость ICR аккумуляторов небольшая – 2000-2500 мА*ч, допустимые токи разряда также небольшие – 1-2С. Преимуществом данных аккумуляторов является их невысокая цена. Аккумуляторы формата 18650 данного типа применяются, например, в батареях ноутбуков, где не требуются высокие токи нагрузки. Минимальное напряжение, ниже которого разряжать ICR-аккумулятор нельзя, составляет 2,75 В. Срок службы – примерно 300 циклов заряда/разряда. ICR-аккумуляторы самый небезопасный тип аккумуляторов. Не рекомендуется использовать данный тип аккумуляторов без плат защиты (PCB) в устройствах, потребляющих относительно высокие токи (более 0,5C-1C). Даже если у них изначально было 2200мАч, в сумме 6600мАч, остаточная ёмкость не менее 4000мАч (а я ещё до конца не разрядил!) составит 60%! Спустя минимум 15 лет, первые годы эксплуатации в жёстких полевых условиях! А потом просто лежал на складе айтишников...
К чему такие опыты, спросите вы? Да дело в том, что мой электрический конь, который обошёлся мне всего в 11500р., хоть и бегает исправно второй сезон на свинцовых восстановленных аккумуляторах, пробег 30км я считаю уже маловатым, можно поставить LiFePo4 аккумуляторы - 20 банок по 3.2 вольта, 20 ампер-часов, но каждая стоит 1500р.! Итого обойдётся в 30к, то есть в 3 раза дороже коня, да и вообще, на эти деньги можно уже жигули подержанные купить, хотя конечно автомобиль у меня и так есть. Продаются элементы 18650 от теслы. По 180р.за штуку. Мне их потребуется в цепочку 18 штук (напряжение заряда 73 вольта делим на 4,2 - напряжение полного заряда - получаем 17,38 значит нужно ближайшее целое число в сторону увеличения, чтобы избежать перезаряда). Ёмкость 2700мАч, значит, минимум 6 рядов по 18 штук, да это почти 20к! Нее, хоть я и фанат ЭТ, но на эти деньги в Adress 110 (бензоскутер) можно залить 400 литров бензина, и при самом злом расходе 4 литра на сотню он проедет 10000 км (ну если не развалится). Ёмкости же батарей в 16,2 ампер-часов при неполных зарядах хватит примерно на 50км, и для 10000км это будет 200 циклов, как бы это не предел, но они, я думаю, хоть и оригинальные, но сильно подуставшие.
Но есть и другой вариант - рынок завален предложениями полудохлых 18650 чуть ли не по алтыну за кило, а именно, 20р.за банку ёмкостью около 1000мАч. В основном это с самокатов и гироскутеров, в которых простейшая BMS не обеспечивает должной балансировки, а только лишь отключает всю батарею по перезаряду/переразряду хотя бы одной банки, а остальным - как повезёт.
Поэтому интересно, как будет происходить деградация, а может и наоборот, восстановление ячеек при циклических зарядах очень малым током. Конечно, чудес я не жду, глупо сравнивать аккумуляторы профессиональных ноутбуков солидных времён, и современных дешёвых игрушек, но мы посмотрим, что получится дальше! Подпишитесь на канал и узнаете много интересного!
С уважением, ваш Ник Вольт.