Меланхолия, сплин, тоска — так много смысла стоит за этими понятиями, ведь каждое из них насыщенно разными оттенками печали.
В чем своеобразие скуки у какой-либо нации и каждого конкретного человека? Как эта эмоция влияет на наше восприятие действительности?
Эмоции от эпохи к эпохе и от культуры к культуре в принципе не меняются. Это можно объяснить тем, что базовые из них, такие как гнев, радость и страх, заложены в нас биологической природой, их же испытывают и животные. Ещё одно доказательство заключается в том, что при прочтении какого-либо литературного произведения, мы понимаем эмоции главных героев, пропускаем их через себя. Даже если книга написана за несколько веков до нашего появления, мы все равно способны проникнуться теми душевными состояниями, что переживают персонажи.
Наталия Мазур — историк культуры, кандидат филологических наук в своей лекции повествует нам о феномене скуки как многообразном понятии, сложной и самобытной эмоции, испытываемой человеком. Одной из её разновидностей является меланхолия, которая стала на протяжении исторического контекста не только темпераментом, но и душевным состоянием. Пребывая в нем человек мог погрузиться в думы, размышляя о своём существовании и его смысле, а также — совершить что-то необыкновенное и неожиданное.
По этой причине в XVII веке появилась мода на меланхолию, ведь эта эмоция считалась присущей только необычным людям. И сейчас мы можем наблюдать, как люди иногда искусственно хотят казаться загадочными и преисполняющимися в своём состоянии печальной тоски. Но стоит разделять также и реальные, а не напускные причины такого явления и для этого мы предлагаем вам погрузиться в проблематику феномена скуки у разных стран с точки зрения складывания истории.
В Англии XVIII века с её холодным и дождливым климатом, шумной городской жизнью и едой из баров человек находится в состоянии постоянной тяжести. Тяжести от неправильного питания, от нахождения в непрекращающемся потоке суматохи и пасмурной погоды. Жители этой страны находят для себя выход в том, чтобы путешествовать по разным странам, обогащаться сменой красок своих серых окраин.
Также, наиболее универсальным способом убежать от проблем был переезд в деревенскую местность, — как следствие этому во второй половине XVIII века очень развивалась пейзажная живопись. Она была чрезвычайно популярна (видимо по той причине, что люди скупали картины, чтобы почувствовать себя вовлечённым в пейзаж спокойствия и умиротворения). Ну, а те люди, что не находили себе пристанища в спокойной жизни, чаще всего заканчивали жизнь самоубийством, не желая терпеть тяготы повседневности.
Во Франции скука не достигла такой степени накала. Гельвеций выявил её возникновение из-за отсутствия душевных движений, жизненных впечатлений и острых ощущений. Здесь она рассматривается как социальный недуг, которому подвержены в большей степени богатые люди. Те, кто полностью пресыщен своей жизнью, кто уже попробовал все её блага, не знают чем себя развлечь. «Французская скука — скука праздная», возникшая из-за недостатка впечатлений. Для того, чтобы её побороть люди прибегали к игре в карты на деньги и к постоянной смене любовных партнеров. Понятно, что такое «перебивание» себя не приводит к действенному результату, и человек снова разочаровывается в своей жизни, тоскуя по чему-то, что ему недоступно.
Как следствие, можно понять, что для борьбы с французской скукой нужно, напротив, заняться какой-то спокойной деятельностью, где надо сосредотачивать свой ум на чем-то одном, учиться сдерживать свои эмоциональные порывы и видеть разнообразие в мелочах. Чтобы избавиться от английского сплина, доводящего до мрачного на грани жизни и смерти состояния, нужно наоборот искать просторы для получения новых впечатлений. Но что же делать с тоской русской?
Русская хандра переживает и сплин англичанина, и скуку француза, этому есть отражение в русской литературе:
«Пушкин в Онегине соединил сразу несколько евпропейских концепций скуки. Пушкинский герой живёт типичной жизнью светского человека, он не приучен мыслить, у него нет нужды трудиться, поэтому он живёт праздной жизнью. Его настигает французская скука и довольно скоро она переходит в последнюю стадию — английское отвращение от жизни».
Все эти состояния понятны, они встречают нас на протяжении всей жизни, но вместе с этими невзгодами к ним прибавляется ещё и экзистенциальная тоска, более свойственная нашему народу. Понятно, что и англичанин, и француз периодически тоже находятся в этом состоянии и чувствуют ту же палитру эмоций, что и мы. Но более характерно именно сопровождающие по жизни меланхоличные думы, тонкий мыслительный процесс о жизненных проблемах. Кратко изучив историю эмоций и примерно поняв сущность скуки, мы можем различить для себя разные душевные состояния. Как следствие, мы понимаем, что все они неизбежны и их можно лечить, находя пути совершенно неожиданным для себя образом.
Для того, чтобы больше углубиться в тему, рекомендуем к просмотру лекцию Наталии Мазур.
Было ли вам интересно узнать исторические особенности скуки? Поделитесь своим ответом в комментариях.
Заплывай на МАТЕРИК через ВКонтакте и Instagram