"Оригинальная" методика определения потерь в танках и САУ в немецких отчетах времен Второй мировой давно секретом не является. И при том достаточно большой пласт "любителей истории" продолжает воспринимать как реальность дикие сказки про "всего пять подбитых Тигров" и пр. С подобными убеждениями автор регулярно сталкивается в комментариях.
Недавно на канале вышла статья, посвященная боям июля 1941 года и героической обороне Могилева. Автор пообещал очередному критику предъявить документы, иллюстрирующие порядок учета потерь у немцев и свое обещание выполняет. Впрочем, для наглядности был выбран другой период (1943 год) и другая дивизия - Лейбштандарт СС "Адольф Гитлер". Далее будет понятно, почему именно так.
Если кто из читателей не в курсе, я коротко поясню о чем речь.
Подбитый и уничтоженный танк - это совершенно разные понятия. В донесениях, журналах БД частей и прочих аналогичных документах Красной Армии эти обстоятельства различаются однозначно (две разные графы). Ведь уничтоженный танк это металлолом или вражеский трофей, а подбитый можно восстановить. В советских документах обычно, как минимум, собственные потери четко делят на "подбито" и "сожжено", а в более подробных отчетах можно найти статистику по восстановленным машинам с детализацией сроков восстановления и характера повреждений.
Немцы же наши потери в лучшем случае считали на уровне графы "подбито", а то и вообще по донесениям командиров подразделений. Так под Великими Луками счетоводы Панцерваффе "уничтожили" и "захватили" почти в два раза больше танков, чем на данном участке фронта было вообще с учетом пополнений.
А вот в собственные потери немцы определяли только однозначный безвозврат - полностью разрушенные или выгоревшие машины, а также оставленные на территории, занятой противником, или эвакуированные на танкоремонтный завод в тыл. Большая же часть выведенных из строя танков оказывались определенными в разряд "требующие краткосрочного ремонта" или "требующие длительного ремонта" И ПРОДОЛЖАЛИ ЧИСЛИТЬСЯ В СОСТАВЕ ЧАСТИ.
Рубеж между двумя этими категориями ремонта - трехнедельный срок. Далее начинались собственно немецкие хитрости. По прошествии трех недель танк переводили из категории "краткосрочный ремонт" в "длительный ремонт". На практике это мог быть уже раздолбанный в хлам кусок железа, который использовали в качестве донора запчастей (такой эпизод однозначно автору известен применительно к тяжелым САУ "Фердинанд" и подробно описан в статьях на канале ). Иногда такие "танки" списывали только после захвата территории рембазы войсками противника. Другой вариант - списание в безвозврат после прохождения сроков "длительного ремонта". Отсюда и растут ноги сказок "современных немецких историков", да и не только немецких, что особенно обидно.
Теперь посмотрим, как это весело выглядит в реальных цифрах. И в реальных НЕМЕЦКИХ документах. Еще раз повторю - "Лейбштандарт" автор выбрал не случайно. Это особенное соединение, оно на слуху и на виду было постоянно, новой техникой снабжалось в первую очередь и имело отличные ремонтные службы.
Это оперсводка штаба танковой дивизии СС LSSAH за 23.12.43. Документ направлен в ставку фюрера (!) лично в руки хауптштурмфюреру СС Пфайферу, копия в штаб танкового корпуса.
Перевод (сокращенный):
В течение раннего утра противник силою до батальона два раза безуспешно атаковал рубеж Мелени-Балярка против 212-го запасного гренадерского полка и 1-го танкового разведбата СС... В течение дня при танковой атаке на позиции 291-й ПД силами дивизии LSSAH уничтожено 4 танка Т-34 .(Т.е. бои идут - прим. автора статьи)
Далее описывается расположение частей и прохождение переднего края (п.2-4), в т.ч. упомянуты "остатки" (Reste) 2-го панцергренадерского полка СС и указано расположение КП дивизии (п.5). Очевидно, что дивизия в предшествующих боях понесла заметные потери, раз речь идет об "остатках" одного из ее полков.
А вот ниже (п.6) уже сообщается состояние бронетехники дивизии. Einsatzbereite Panzer - исправный танк (готовый к применению, если дословно), kurze Instandsetzung и lange Instandsetzung - это, соответственно, краткосрочный и длительный ремонт. Смотрим и удивляемся, как говориться. Прежде, чем разбирать подробно этот пункт, учтем одно важное обстоятельство:
Дивизия получила преимущественно НОВЫЕ (возможно часть из капремонта) танки после командировки в Северную Италию ( куда отправился только личный состав без техники) и возвращения в ноябре на Восточный фронт.
Теперь о танках:
Танки "Тигр" : 3 исправных, 11 требуют краткосрочного ремонта и 10 - длительного.
Танки "Пантера": 7 исправных, 40 требуют краткосрочного ремонта и 28 длительного. (Тут учтем возможный фактор технических неисправностей - "Пантеры" в 1943 году еще страдали детскими болезнями).
Танки Т IV : 16 исправных, 38 в краткосрочном и 9 в долгосрочном ремонте.
Танки Т III : нет исправных, в ремонте 5.
Штурмовые орудия 7.5 см : 10 боеготовых, 25 требуют краткосрочного ремонта и еще 2 длительного.
Штурмовые гаубицы : 1 исправна и 8 в ремонте.
Еще имеется 7 исправных противотанковых САУ (видимо, типа "Мардер").
Так что одно из двух - либо танки немецкие хуже некуда и все поломались сами, либо потери дивизии за неполных два месяца КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ.
Но, может быть, автор лукавит и немцы свои неисправные танки ввели в строй опять через пару часов? Давайте еще одну оперсводку посмотрим. За 20 декабря. Оказывается, дивизия вела НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ БОЙ и наступление застопорилось из-за "густых зарослей" и минных полей. По тексту мелькает и упоминание "Катюш", тяжелой артиллерии, авиации и прочих непреодолимых трудностей. Эсэсовцы бодро рапортуют любимому фюреру о богатых трофеях (см внизу термин Beute - аж 14 Т-34). О своих потерях скромно умалчивают - ремонт и все, дело житейское. А потери у немцев весьма существенные (см ниже) и меньше к 23 числу неисправных танков не стало, только больше.
Зато еще 29 ноября 1943 года штаб все той же 1-й ТД СС важно сообщал в донесении штабу 48 ТК, что скоро юбилей - якобы подбито уже почти 1000 русских танков в минувшем году...
"Дивизия обращает внимание на то, что в ближайшие дни число уничтоженных ее в 1943 году танков противника на Восточном фронте дойдет до 1000 единиц."
Донесение за 29 ноября см ниже.
Водить фюрера за нос, впрочем, получалось не очень хорошо и на совещании 19 ноября 1943 года Гитлер выразил свое мнение (вполне адекватное) по обсуждаемому вопросу:
"«Мне говорят о быстром восстановлении и ремонте временно вышедших из строя танков, однако они никогда не возвращаются в строй. И когда я спрашиваю, когда же эти танки будут опять исправны, я всегда слышу ответ: в самое ближайшее время».
Вот такая арифметика….
Примечание после чтения комментариев:
Очевидная вроде бы логика статьи, основанная на не менее очевидных раскладах в немецких документах, вызвала таки бурную дискуссию. Не имея возможности долго спорить с каждым специалистом в области бронетехники, автор просто предлагает рассмотреть дополнительно всего две страницы еще одного документа LSSAH, правда за 1944 год. Станет ясно сразу, как считали БТР и САУ типа Веспе.
Это ведомость неисправных (поврежденных) МАШИН (не танков) и места их нахождения - в общем списке и БТР 250/5 и Хумели и Веспе и полугусеничные тягачи и грузовики и штабные автобусы. Все это, в рамках принятой в Вермахте и СС отчетности, НЕ ТАНКИ. Данные на 3 марта 1944 года танкового артиллерийского полка СС дивизии - на вооружении его были САУ "Веспе" и "Хуммель", которые наши переводчики иногда обзывали "штурмовыми орудиями", однако немцы относили к артиллерии. Выведены из строя скорее всего ВСЕ "Хуммели" дивизии и половина "Веспе", а также бронетранспортеры. В потери по "танкам и САУ", как обычно пишут, они не вошли.
Продолжение темы с подробным рассмотрением оперсводок по дням. Ссылка активна.