В середине серебряного века Андрей Белый (поэт, стиховед, критик) сверкая полубезумными глазами рассказывал, что открыл величайшую тайну поэзии.
Он говорил о ритмике, о ритмическом рисунке стиха.
Давайте и мы попробуем разобраться, что же это такое.
Итак, стихотворение это особенным образом организованный текст. Особенность эта проявляется в повторяемости чередование ударных и безударных гласных в строке, то есть в стихотворном размере.
Вот например, четырёхстопный хорей:
+0 +0 +0 +0
(где +ударный слог, а 0 безударный).
Таким образом ритм и задаётся этим самым размером.
Но (как я обращал внимание в прошлых статьях) у каждого автора стихотворные размеры звучат по разному. Дело в пропусках системного ударения (пиррихиях) или сверх системных ударения (спондеях).
Вот пример для того же хорея с пропуском ударений:
00 +0 +0 +0
+0 00 +0 +0
+0 +0 00 +0
+0 +0 +0 00
+0 00 00 +0
00 +0 +0 00
С дополнительным ударением
++ +0 +0 +0
+0 ++ +0 +0
И далее, аналогично предыдущему примеру. Таким образом, пять классических метров имеют бесконечное число возможных воплощений.
Андрей Белый проделал титаническую работу изучая ритмические рисунки в произведениях поэтов золотого века и своих современников из века серебряного.
Так почему это важно?
Если стихотворный размер это каркас создающий гармонию, то сбои ритма это выступы и неровности подчеркивающие уже смысловую нагрузку произведения.
С помощью пропусков ударения стих смягчается, замедляется, с помощью дополнительных ударения ускоряется, грубеет, становится звонче.
Ритмической рисунок может быть невыраженным (нечётким):
+0 00 +0 +0
00 +0 +0 +0
+0 +0 +0 +0
+0 00 00 +0
Или ярко выраженным (чётким):
00 +0 +0 +0
00 +0 +0 +0
00 +0 +0 +0
00 +0 +0 +0
В таких случая принято говорить о ритмической (ударной) рамке.
Здесь действует тоже правило совы и глобуса, не нужно мучать мозг, впихивая не впихуемое. Использовать в работах ритмическую рамку сложно, это требует большого мастерства.
В качестве примера отрывок из творчества великого мастера.
Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы,
Забав их сторож неотлучный,
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой;
Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит;
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит.
Десять из тринадцати строк имеют ритмическую структуру:
0+ 0+ 00 0+
Ритмический рисунок здесь подчёркивает однообразность быта девушек.
Ритм в одном и том же произведении может меняться, подчёркивая сюжетные изменения или усиливая эффект от приводимых образов.
Можно смело утверждать — ритм важный и мощный инструмент в арсенале поэта, которым необходимо овладеть каждому!