Найти тему
Бородатый Лемур

Несколько слов о стихотворном ритме

В середине серебряного века Андрей Белый (поэт, стиховед, критик) сверкая полубезумными глазами рассказывал, что открыл величайшую тайну поэзии.

Андрей Белый знал, что ритм играет важную роль.
Андрей Белый знал, что ритм играет важную роль.

Он говорил о ритмике, о ритмическом рисунке стиха.

Давайте и мы попробуем разобраться, что же это такое.

Итак, стихотворение это особенным образом организованный текст. Особенность эта проявляется в повторяемости чередование ударных и безударных гласных в строке, то есть в стихотворном размере.

Ударный, безударных, ударный, безударных... и ещё, и снова, и опять
Ударный, безударных, ударный, безударных... и ещё, и снова, и опять

Вот например, четырёхстопный хорей:

+0 +0 +0 +0

(где +ударный слог, а 0 безударный).

Таким образом ритм и задаётся этим самым размером.

Но (как я обращал внимание в прошлых статьях) у каждого автора стихотворные размеры звучат по разному. Дело в пропусках системного ударения (пиррихиях) или сверх системных ударения (спондеях).

Вот пример для того же хорея с пропуском ударений:

00 +0 +0 +0

+0 00 +0 +0

+0 +0 00 +0

+0 +0 +0 00

+0 00 00 +0

00 +0 +0 00

С дополнительным ударением

++ +0 +0 +0

+0 ++ +0 +0

И далее, аналогично предыдущему примеру. Таким образом, пять классических метров имеют бесконечное число возможных воплощений.

Андрей Белый проделал титаническую работу изучая ритмические рисунки в произведениях поэтов золотого века и своих современников из века серебряного.

Так почему это важно?

Если стихотворный размер это каркас создающий гармонию, то сбои ритма это выступы и неровности подчеркивающие уже смысловую нагрузку произведения.

С помощью пропусков ударения стих смягчается, замедляется, с помощью дополнительных ударения ускоряется, грубеет, становится звонче.

Ритмической рисунок может быть невыраженным (нечётким):

+0 00 +0 +0

00 +0 +0 +0

+0 +0 +0 +0

+0 00 00 +0

Или ярко выраженным (чётким):

00 +0 +0 +0

00 +0 +0 +0

00 +0 +0 +0

00 +0 +0 +0

В таких случая принято говорить о ритмической (ударной) рамке.

Здесь действует тоже правило совы и глобуса, не нужно мучать мозг, впихивая не впихуемое. Использовать в работах ритмическую рамку сложно, это требует большого мастерства.

В качестве примера отрывок из творчества великого мастера.

Пушкин виртуозно использовал все средства выразительно тип, само собой и ритм тоже.
Пушкин виртуозно использовал все средства выразительно тип, само собой и ритм тоже.
Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы,
Забав их сторож неотлучный,
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой;
Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит;
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит.

Десять из тринадцати строк имеют ритмическую структуру:

0+ 0+ 00 0+

Ритмический рисунок здесь подчёркивает однообразность быта девушек.

Ритм в одном и том же произведении может меняться, подчёркивая сюжетные изменения или усиливая эффект от приводимых образов.

Можно смело утверждать — ритм важный и мощный инструмент в арсенале поэта, которым необходимо овладеть каждому!