Настало время приоткрыть еще одну заветную дверцу в мир прошлого и заглянуть в чудесную, обширную и удивительную область народной медицины.
Отвергнутые, как порождения "темноты" и " невежества", средства и приемы народной медицины все-таки не предались забвению. Народное искусство врачевания возрождается вновь и вновь.
В этой области колдунам и ведьмам делать нечего. Здесь вотчина набожных знахарей - человеколюбивых помощников поселян, умудренных древним Знанием. Знание это - не простой набор рецептов на разные случаи, а стройная система. Система, основанная на особом представлении природы человеческих недугов.
О природе болезней
Болезни происходили от влияния злых духов, или даже сами были злыми духами, или от злого умысла и силы слова, которое может управлять природою человека как на добро, так и на зло. Множество разных болезней приписывалось урокам, призорам и сглазам.
От какой бы причины ни приключилась болезнь человеку, знахарь, как и весь деревенский русский мир, был глубоко убежден, что всякая болезнь есть живое существо. С нею можно разговаривать, обращаться к ней с просьбами или приказаниями, требовать ответов.
Нечистая сила смерти и недугов изображалась в народных преданиях вечно голодною и прожорливою; она с жадностью бросается на людей и животных и питается их кровью и мясом. По народному выражению, больной изнашивается: полнота и крепость его тела как бы поглощается злобными демонами; напротив, исцелить (восстановить здравие) буквально означает: сделать человека целым...
Лечение состояло в том, чтобы отогнать и уничтожить действие враждебной губительной силы. Знахари употребляли упомянутые ранее наузы (узлы), примолвления ( заговоры), разные манипуляции и зелья. Наузы были более предохранительным средством; они не допускали действия враждебной силы. Примолвки и заговоры употреблялись как для предотвращения болезней, так и, еще более, как прямое средство против недуга, уже поразившего болящего. Иногда заговоры говорились без особенных обрядов и без посредства вещей, но чаще ворожеи наговаривали на какие-либо предметы, особенно съедомые и испиваемые, и сообщали им силою своего желания целительное свойство.
Принадлежности знахарства, употребляемые при лечении, ворожбе, отдувании, нашептываниях чаще всего следующие: печная глина, уголь, соль, зерна хлебные и подобное. Принадлежности эти, как видно, сходны с принадлежностями колдунов, но они, по понятию народа, имели особое значение: у первых соль, уголь и подобное, по влиянию злых духов, принимает в себя вредное начало для человека; у знахарей же - напротив: освященные силою слова, они служат на пользу.
Вода играла в этих случаях главнейшую роль, особенно при тех болезнях, когда признавалось, что они постигли болящего от призора и сглаза; тогда надобно было смыть или сбрызнуть прочь призор, то есть влияние дурного взора. Бросив в ковш с водою три угля, ворожея, в своем примолвлении, наговаривала воду обмыть с хворого хитки и притки, уроки и призоры, скорби и болезни, щипоты и ломоты, злу худобу и понести за сосновый лес, за осиновый тын. Кроме исцеляющего свойства, воде, употребляемой с знаменательными обрядами, приписывали свойство и предохранительное; волхвы и бабы-ведуньи советовали купаться в реках и озерах во время грозы и в новолуние, умываться с серебра, а потом встречать молодой месяц, и эти средства, якобы, предохраняли от недугов на будущее.
Мир Вам здравомыслящие люди!Будьте здоровы!