Найти тему

Великий музыкант Мария Гринберг: какой она была на уроках и в жизни. Вспоминает Сергей Вартанов

Это случилось в начале моего консерваторского обучения, в 2004 году. Я поднялся в фонотеку и заказал прослушивание Сонаты №23 Бетховена. Заявку приняли и пригласили в маленькую кабинку, где я разместился, надел наушники и ожидал включения старой записи на грампластинке. Зазвучала музыка. Я не знал кто играет. Бывает так, что на молодых музыкантов исполнение произведения влияет ассоциативно - рождаются параллели с литературными образами, например. Исполнение 23 сонаты не рождало никаких литературных ассоциаций, но мне чутьё говорило, что это идеал. Магия исполнительства, не иначе. Я заинтересовался, кто играет.

Сергей Яковлевич Вартанов (справа), доктор искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано Саратовской консерватории. Слева - Аслан Антонов, ведущий блога "Консерватория Саратова"
Сергей Яковлевич Вартанов (справа), доктор искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано Саратовской консерватории. Слева - Аслан Антонов, ведущий блога "Консерватория Саратова"

Мне передали, что исполняет Мария Гринберг. И я пошёл искать пластинки с её игрой для личного архива. Мне повезло, я нашёл на блошином рынке целую коробку идеально сохранившейся серии "32 сонаты для фортепиано" Бетховена в её исполнении, которую выпустили в середине 1970-х. В Саратовской консерватории с 1976 года работает пианист и исследователь Сергей Яковлевич Вартанов, который на протяжении 3 лет проходил творческую стажировку под руководством великой пианистки в аспирантуре в Гнесинке. Он поделился с нами своими воспоминаниями о работе с выдающимся человеком и музыкантом - Марией Израилевной Гринберг.

Мария Израилевна Гринберг, заслуженная артистка РСФСР, профессор кафедры специального фортепиано ГМПИ имени Гнесиных. На обороте этой фотографии указан 1959 год
Мария Израилевна Гринберг, заслуженная артистка РСФСР, профессор кафедры специального фортепиано ГМПИ имени Гнесиных. На обороте этой фотографии указан 1959 год

Игра Марии Гринберг образец поразительной чистоты.

- Гармонии.

К слову, у меня ассоциация с исполнением Клары Хаскил. Когда она играет с тем же Артюром Грумьё скрипичные сонаты или концерты Моцарта. Слушаю и понимаю, что Моцарт так должен звучать. Когда я прослушал бетховенскую 23-ю в исполнении Гринберг, то обратился к другим записям. Вот его последняя соната №32. Насколько экономные краски у неё в 32-ой. Она достигла высшего мастерства с точки зрения фразировки, чувства паузы. И ещё это чувство протяжённости звука. Берётся звук и есть понимание, в какой момент надо взять другой, чтобы не остановилось движение. Рояль не скрипка, звук не тянется равномерно. Он гаснет. Вот чувство, в какой момент он начинает именно терять себя... В этом плане её исполнение меня поражает. Она абсолютный музыкант. Та серия пластинок с 32 сонатами Бетховена - уникальная. Причём я не могу сказать, что она в каждой сонате создаёт свой собственный мир и Вселенную, как это делает Святослав Рихтер, например.

- Когда она услышала Бетховена в исполнении Артура Шнабеля, она поняла, что она может открыть творчество Бетховена по-своему, что это её композитор.

В архиве у Сергея Яковлевича Вартанова сохранились ноты с пометками Марии Гринберг
В архиве у Сергея Яковлевича Вартанова сохранились ноты с пометками Марии Гринберг

- У неё были записи молодого периода. А эта серия, о которой Вы сказали, выпущена в 1976 году. И ей говорили: "Как? Оставь свои более ранние записи. Они более виртуозные и яркие!" А она отвечала отказом, говоря что это её автопортрет в таком возрасте. Как у позднего Рембрандта, правда момента. Вы представляете себе, сколько раз жизнь пыталась её сломать?! К 1937 году её искусство было оценено и востребовано; высшим пунктом был отбор на конкурс Шопена в Варшаву. Играют Гринберг, Яков Зак и Роза Тамаркина. Мария Израилевна признана первым номером; должна поехать в Варшаву. И тут её мужа репрессируют. Она с грудным ребёнком. Её тоже должны были забрать - Член семьи врага народа... Увидели, что она кормящая мать. Чудом отцепились. И она была низвергнута с вершин в пропасть. Потом война, эвакуация в Свердловск. Она там в училище устроилась концертмейстером, но потом директору надо было свою родственницу поставить на её место и они уволили Гринберг с формулировкой за профнепригодность.

"Потрясающе"...

- И жила она так, что в квартире ведро стояло с водой и утром оно уже замерзало. А она с маленьким ребёнком. Но она всё равно, где могла играла на инструменте, учила. И наконец, к концу войны, как-то дали ей сцену и её концерты стали привлекать внимание гораздо большее, чем в 1930-х. Её искусство наполнилось жизненными испытаниями, которые она разделила со всей страной. К концу 1940-х годов популярность её концертов была на уровне выступлений Рихтера, Гилельса. Сталинская премия потом. Был знаковый момент признания её творческой индивидуальности. Когда Шостакович написал цикл 24 прелюдии и фуги, он отправил их нескольким исполнителям: Татьяне Николаевой (впоследствии она записала весь цикл), Святославу Рихтеру и Марии Гринберг. Мария Израилевна потом вспоминала, что Шостакович просил исполнителей перед концертным исполнением поиграть ему в домашних условиях. А она уклонилась от этого. Ей хотелось сыграть как она слышит эту музыку. И вот она сыграла 1 отделение концерта (звучал Бетховен), а второе - Прелюдии и фуги Шостаковича. После он подошёл и сказал, что это совсем не то, что он имел в виду, но Гринберг открыла ему совершенно новый пласт и что он ей обязан, для него это было истинное удовольствие. Это было признание права исполнителя быть творцом равноценным композитору... Она жила в стеснённых условиях. А Шостакович помог по линии Союза композиторов получить ей квартиру в сталинской высотке на Котельнической набережной! (Это уже потом она переехала на Зубовский бульвар) Карьера развивается по восходящей и где-то в 1955 году жизнь подвергает её новому испытанию. Она почувствовала, что зрение падает. Посмотрели. Спинно-мозговая опухоль сдавливала нерв. Ей повезло с нейрохирургом. Он сделал удачную операцию и подарил ещё 22 года жизни. Кстати, её стали выпускать за границу после 50 лет только. Она имела фантастический успех в Голландии, Польше, Чехословакии. Рецензии в этих странах воздают должное её огромному масштабу пианистки и выражают удивление, почему Европа не узнала её раньше.

-4

Для неё самой были образцы интерпретации?

- Скорее это не образцы, а камертоны духовного уровня, к которым она стремилась. И среди них игра Артура Шнабеля, Марии Юдиной, Владимира Софроницкого. А когда в конце 1950-х услышала Глена Гульда, то он тоже стал для неё образцом художника.

Она на уроках с Вами обращалась к интерпретациям своих современников?

- Да. Например, она могла сравнить рихтеровские записи Баха с доисторическими временами, когда по Земле бродили динозавры. Подразумевалось, что Рихтер передаёт в музыке Баха чисто совершенство формы и нивелирует её какое-то человеческое наполнение.

Сергей Яковлевич предоставил для публикации брошюру научно-творческой сессии, посвящённой 150-летию со дня смерти Бетховена. Заседания проходили в Концертном зале Государственного музыкального училища имени Гнесиных. Среди участников - Мария Гринберг
Сергей Яковлевич предоставил для публикации брошюру научно-творческой сессии, посвящённой 150-летию со дня смерти Бетховена. Заседания проходили в Концертном зале Государственного музыкального училища имени Гнесиных. Среди участников - Мария Гринберг

- Впервые я услышал Марию Израилевну в Кишенёве. Она гастролировала в декабре 1960-го, мне 13. Было 2 вечера. В сольном она играла 17 сонату Моцарта, Интермеццо opus 117 и Вариации на тему Паганини Брамса и 10 прелюдий Рахманинова. На следующий день исполнила с оркестром Четвёртый концерт Бетховена. И ещё, она приезжала в 1964 году; играла 8, 15, 16 и 31 сонаты Бетховена, а на следующий день исполнила Второй концерт Рахманинова с оркестром. Мне в том возрасте было довольно сложно полностью оценить сформировавшееся, классически ясное, скульптурное искусство великой пианистки.

Ноты 32 вариаций Бетховена
Ноты 32 вариаций Бетховена

- Знакомству с Гринберг я обязан своего отцу. Его юность и студенчество прошли в Одессе. Мой отец дружил с ней с юности, они познакомились в классе Берты Михайловны Рейнгбальд, лучшего педагога Одессы того времени. Среди её самых известных воспитанников Эмиль Гилельс. Гринберг пользовалась её консультациями.

А Ваш отец тоже брал уроки у неё?

- Да, он закончил Одесскую консерваторию в классе Рейнгбальд и параллельно учился в мединституте и в аспирантуре у академика Маркелова. Вследствие медицинского образования он прошёл всю Великую Отечественную с первого до последнего дня; дошёл до подполковника и завотделения военного госпиталя. После госпиталя, когда он возвращался с работы уставшим, для него не было лучшего отдыха, чем сесть за пианино Ed Seiler с подсвечниками и играть свой пианистический репертуар. Он жил музыкой, водил меня с 6 лет на концерты в филармонию. И отец с Гринберг потом вспоминали, а что с Милей Гилельсом и прочее. Он же её приглашал после концертов к нам домой на обеды. Говорили долго. Я ей даже играл тогда.

Как это происходило, Вы помните?

- Сначала концерт. На следующий день отец приглашает её к нам на обед, мы обедаем (мама готовила), она рассказывает, папа слушает, они обмениваются мнениями о друзьях-музыкантах (они продолжали общение и тогда, когда отец приезжал в Москву). Разговоры были, прежде всего, о музыке. Я помню, например, её рассказ о том, как артисты волнуются перед выходом на сцену. Здесь она приводила примеры, что Гилельс (как раз это были 1960-е годы) за неделю до концерта отключает телефон, никого не хочет видеть, и идёт на концерт как на плаху, а Рихтер испытывает жуткое сердцебиение. А про себя она говорила, что ей предконцертное волнение не свойственно. В домашней обстановке она была совершенно естественной. У неё отношение к отцу было очень дружеское, как будто они расстались короткое время назад и между ними просто возобновляется диалог. И вот там я ей играл произведения, которые тогда проходил. В частности, 7 сонату Бетховена. Она говорила комплименты в адрес моего школьного педагога.

-7

- Годы между кишинёвскими концертами Марии Израилевны и годом моего окончания консерватории (1970) оказались решающими в моём музыкальном становлении. Произошёл мой поворот от искусства Гилельса - восхищался ценностью каждого отдельного «"золотого" звука 96 пробы», органичностью пианизма - к искусству Рихтера, у которого я почувствовал колоссальный общий охват сочинения с гигантской высоты. Несколько конкурсов имени Чайковского в Москве были прослушаны от и до вживую, в компании коллег-пианистов. В 1970 году на конкурсе Чайковского я встретил профессора из Саратова Семёна Бендицкого, который и пригласил меня в Саратов, где я с 1971 года работал в консерватории. Я сыграл несколько концертов в 1971 и 1972, имел нагрузку на кафедре специального фортепиано и в 1973 получил направление в аспирантуру Гнесинки. Тогдашний ректор СГК Сосновцев сказал, что консерватория нуждается в кандидатах искусствоведения, научных работниках. На тот момент в Саратовской консерватории работала Галина Бескровная, которая читала историю фортепианного искусства. Но потом она уехала в Астрахань. И Сосновцев сказал: "Ты можешь, у тебя мозги есть, ты напишешь диссертацию и можешь заниматься тем, что тебе интересно - специальным фортепиано". Так, с 1973 по 1976 годы я учился в Гнесинке. Писал диссертацию о фортепианной аппликатуре и позиционности под руководством профессора, доктора искусствоведения и автора учебника "История фортепианного искусства" Александра Дмитриевича Алексеева и стажировался под руководством Марии Гринберг. Тогда, с 1973 по 1976 годы, она даже говорила замедленно. В ответ на мои телефонные звонки она отвечала: "Серёжа, да, можешь ко мне прийти".

Мария Гринберг (06.09.1908 - 14.07.1978)
Мария Гринберг (06.09.1908 - 14.07.1978)

- К этому времени моё восприятие искусства Гринберг очень выросло. Я посещал много её концертов. Из самых памятных отмечу 30 января 1973 в Большом зале Московской консерватории. В первом отделении она играла Фантазию до минор и 14 сонату Моцарта, а также 13 сонату Шуберта, а во втором отделении была Сонатина фа диез минор Равеля и 6 соната Прокофьева. А также, в декабре 1976 года, 13 и 16 Сонаты Шуберта, 4 его экспромта opus 90 и Сюита вальсов. И ещё был один запоминающийся концерт. В сентябре 1975 года. Ещё не успел завершиться ремонт в Гнесинке к началу нового учебного года. У Марии Израилевны оказалась задолженность по методической работе и её обязали сыграть концерт в Малом зале в возмещение этой задолженности! А артистическая Малого зала была вся в извёстке. В таких условиях она переодевалась к концерту. Вещи сложила в авоську и, так как некуда её было поставить, она вынесла её с собой прямо на сцену, прислонила к ножке рояля и сыграла гениальный концерт: бисы были пронзительны, это было словно прощание с жизнью; она играла вторые части Пасторальной (15) и 25 сонаты Бетховена. Для меня драгоценны воспоминания как я провожал её однажды после концерта из Гнесинки домой на Зубовский бульвар; я помню её невесомость, она взяла меня под руку, чтобы не поскользнуться на гололёде. Это был самый последний период её жизни. Она умерла в 1978 году, чуть-чуть не дожив до 70-летия.

Мария Гринберг стала заслуженной артисткой РСФСР в 1961 году
Мария Гринберг стала заслуженной артисткой РСФСР в 1961 году

- Я приходил к ней на урок, садился за один рояль, она за другой. Я играю. И вдруг это вот такая старушка вроде бы, маленького роста, показывает за роялем и преображается в "Зевса Громовержца" по темпераменту, каким она бывала на концертной эстраде! Она имела внутреннее величие, чтобы не опускаться до каких-то мелких чувств и играла на высоком уровне.

-10

Может, ещё и поэтому Бетховен стал одним из центров для Гринберг в музыке...

- Может быть. Это ещё и человеческая близость судьбы, её преодоления.

-11

Скажите о произведениях, которые с ней проходили.

- Я пришёл к ней в романтическую пору молодости и сказал, что хочу проходить Рахманинова, Скрябина. А она: "Серёжа, ты знаешь я больше пользы дам, если пройду с тобой то, что мне ближе сейчас". У меня до сих пор сохранился десяток нотных изданий с её указаниями. Я проходил с ней "Симфонические этюды" Шумана. После того, как я их выучил и сыграл ей, она мне предложила исполнить их в концерте своих учеников. Под её влиянием я обратился к творчеству Белы Бартока, начал проходить с ней его Сюиту "На вольном воздухе", Прелюдию и фугу си минор Шостаковича. С 32 вариациями Бетховена была такая ситуация: однажды после урока, где мы их прошли, я спустился в кафе и по каждой вариации подробно записал её замечания. Впоследствии они у меня оформились в отдельные публикации в печатных изданиях Московской консерватории.

- Занятия с Гринберг это основа моего музыкального восприятия. К этому надо добавить то, что я сидел в Московской консерватории на занятиях у Наумова, Воскресенского, Мильштейна, Мержанова, Горностаевой.

Уроки с Марией Израилевной проходили дома?

- Ну она в основном дома занималась.

Это в последний период?

- В последний период - это точно. Я не знаю сильно заранее, до 1973 года. Ну и потом, понимаете, в Гнесинке всегда была жуткая проблема с классами. Их не хватало и охотно шли домой заниматься.

Были ли у Вас уроки при других учениках?

- Она назначала строго индивидуально. У неё время было регламентировано. Договаривались заранее. Я звонил из автомата.

Сколько по времени длились занятия и как часто?

- Часа 1,5-2 на протяжении всех 3 лет. Не чаще раза в неделю.

Она была деспотична в педагогике?

- Это ей вообще было абсолютно чуждо! Она человек, который повидал в жизни всё. Гринберг, прежде всего, развивала мышление. Это было её педагогическое кредо.

А за счёт чего?

- Она показывала игрой, что должно быть на первом плане. Гринберг обладала даром охвата. Целого.

И именно за счёт слухового восприятия у ученика развивалось мышление?

- Да! Конечно. Как это должно звучать. И звучало у неё как у великой актрисы. Она раскрывала перед учеником целый мир.

Пометка Марии Гринберг в Сонате си минор Листа: "БЕЗ ДОБРОДУШИЯ"
Пометка Марии Гринберг в Сонате си минор Листа: "БЕЗ ДОБРОДУШИЯ"

А потом Вы повторяли показанный эпизод?

- Да, повторял и мы шли дальше. Я хочу сказать, что опять же, с одной стороны, я очень многим ей обязан, а с другой стороны развивался сам, не считая, что я рабски должен продолжать это направление. Вот у меня 32 вариации Бетховена в её редакции и там тоже какие-то вещи в смысле оттенков крещендо выписаны, которые я не делаю. Я скорее склонен субито противопоставлять, на резком контрасте - более типичные для Бетховена, на мой взгляд. А она просит делать подготовки, понимаете. Или, например, аппликатура и общая установка в Сонате си минор Ференца Листа. С одной стороны она прекрасно играла; с другой, когда я сонату уже вообще считал своей, то видел там огромный пласт речитаций, а Мария Израилевна их почти не даёт. Она была далека от программных ассоциаций, а по отношению к Листу, мне кажется, интерпретация нужна. В целом это так. В сонате Листа есть абсолютно скрябинская звучность и Лист прописывает аппликатуру 5-пальцевую, почти невесомую. Она мне исправила на другую. Нет, я вернулся к листовской. У неё, как у многих педагогов, была позиция, что я играю так, мне это ближе и я предлагаю это тебе; ты в конце концов нащупаешь свой путь, но пока вот я даю, что даю.

-14

То есть, при ней Вы играли её аппликатурой?

- По-разному было. В любом случае она обеспечила почву для развития в своём собственном направлении. Я хочу подвести к мысли, что хотя она не давала и не рассказывала программные сюжеты произведений, но тем не менее могу сказать, что на те же 32 вариации Бетховена после её уроков я уже смог взглянуть новыми глазами и найти свой сюжет. Понимаете, чтение музыкального текста является сотворчеством композитора и исполнителя. Пианист Михаил Плетнёв говорит в каком-то интервью, что хотел бы побеседовать с Бетховеном и спросить у него, как надо играть его произведения.

-15

А Вы думаете он ответил бы?..

- А как это возможно?! Есть один путь. Самому изучить всё творчество и уловить какие-то моменты связи. Другого пути нет.

Если даже Шостакович сказал Марии Гринберг, что она открыла для него что-то новое в его же сочинении!

- Конечно. Тогда в произведении Шостаковича все хотели видеть военное мужество. А после того, как Мария Израилевна пережила столько горя, она после войны стала играть совсем иначе. Она нашла в Шостаковиче какие-то другие, человечные вещи. И он поразился, ЧТО она услышала.

Текст вступления: Аслан Антонов. Фото: Анастасия Белова, личный архив Сергея Яковлевича Вартанова