Лидер Североатлантического Альянса предупреждает о риске кризиса в области здравоохранения, который приведет к кризису безопасности в целом
Йенс Столтенберг (Осло, 61 год) вышел с режима самоизоляции из-за коронавируса. Более четырех месяцев генеральный секретарь НАТО не покидал Брюссель, а первой международной поездкой стала Испания, где прошли церемонии в честь жертв COVID-19, в минувший четверг. Лидер Альянса прибыл в Мадрид накануне этой церемонии, соблюдая более чем безопасную дистанцию и с лицом, практически полностью закрытым плотной черной маской. Из-за этого мы не видим его мимики, но он считает важным оставаться в маске на протяжении всего интервью, чтобы подчеркнуть исключительности момента.
Пандемии не входили в число насущных угроз, рассматриваемых НАТО. Была ли эта опасность недооценена?
НАТО всегда было готово к непредвиденным обстоятельствам. Мы актуализировали наши планы реагирования на пандемии в ноябре прошлого года и приняли меры уже в январе. У нас есть планы на самые разные критические ситуации. Но наша главная ответственность заключается в том, чтобы этот кризис в области здравоохранения не превратился в кризис безопасности.
Мы должны убедиться, что сохраняем наш оперативный потенциал, наши миссии, воздушный контроль на Востоке, борьбу с терроризмом в Афганистане... Мы отменили некоторые военные учения, но наши ключевые миссии остались. Испания активно участвует в миссиях в Ираке и в воздушном патрулировании на Балтике. Я здесь, чтобы выразить свои соболезнования, похвалить Испанию и отдать дань уважения Вооруженным Силам.
Но Испания вывела войска из Ирака во время пандемии, и другие страны сделали аналогичные шаги. Разве вы не видите там брешь в безопасности?
Мы ввели карантины в наших миссиях и ограничили некоторые из наших действий, например в Ираке. Теперь мы снова их увеличиваем. Мы должны обеспечить надежное сдерживание в обороне и в то же время принять необходимые меры для предотвращения распространения вируса.
Во время кризиса мы наблюдали напряженность на рынке санитарных материалов. Разумно ли создавать стратегический резерв? Это должно быть сделано в рамках НАТО или на национальном уровне?
В обоих случаях. НАТО сейчас готовится ко второй волне коронавируса. Мы разработали план, для более быстрого реагирования на этот случай. Мы храним антивирусные материалы и мобилизуем средства. К тому же сейчас мы видим, что все союзники НАТО пострадали не одинаково и не одновременно. Вспомните, Испания сначала получала поддержку от Турции, Польши, Чехии, но затем также оказывала поддержку союзникам и партнерам. Нам нужен многосторонний опыт для реагирования на глобальные кризисы, такие как пандемии.
Максим Батырев: "Мы так и не выросли из совка"
Этот кризис стал рассадником дезинформации таких масштабов, что впору говорить о инфодемии. Прилагает ли НАТО какие-нибудь действия против этого явления?
Одна из проблем пандемии заключается в том, что мы видим, как государственные и негосударственные субъекты пытаются использовать эту ситуацию для распространения пропаганды, отчасти для раскола союзников и отчасти для подрыва доверия к нашим демократическим институтам. Мы видели, как Китай и Россия указывали, что вирус создан нашими союзниками. Киберпространство и социальные сети также использовались для распространения ложных обвинений. На эти обвинения у НАТО есть факты. Ответ на пропаганду - это факты. НАТО может многое сделать, но в конце концов самым мощным оружием против дезинформации является свободная и независимая пресса.
Воспользовалась ли Россия коронавирусом для увеличения своего военного присутствия?
Мы наблюдаем увеличение военного присутствия в Ливии, но я бы не связал его COVID-19. Россия увеличила свое присутствие в Ливии, поддержав Халифу Хафтера (генерала, который борется с правительством национального единства), подрывая усилия по достижению мира.
Вы расследуете столкновение фрегатов Турции и Франции в учениях НАТО в Средиземном море?
Я отношусь к этому инциденту очень серьезно. Военное руководство НАТО изучает произошедшее. Доклад уже сделан и сейчас обсуждается в военном комитете НАТО.
Есть ли у вас какие-либо выводы? Вас не беспокоит растущая враждебность Турции по отношению к другим членам Альянса?
Доклад засекречен, и я не буду его комментировать. Существует много разных версий произошедшего. Мы должны найти мирные решения в Ливии. Это главное послание НАТО.
Что вы скажете по поводу комментария Эммануэля Макрона о том, что Альянс находится в состоянии клинической смерти?
Мы создали группу экспертов из партнеров, гражданского общества и научных кругов, чтобы НАТО оставалось самым успешным альянсом в истории. Мы развиваемся, потому что смогли адаптироваться и измениться вместе с миром. Мы должны оставаться сильными в военном отношении, укрепляя также политическое сотрудничество и становясь более глобальными.
Путин переплюнет Сталина: англичане в шоке!!!
Это не значит, что мы должны присутствовать везде, но у нас есть глобальное видение. Потому что угрозы безопасности, которые ждут всех в будущем, - кибератаки, терроризм, а также последствия укрепления Китая - являются глобальными. Результатом этой экспертной работы станут предложения для глав государств и правительств в следующем году. Сейчас мы смотрим не только на Афганистан или Ирак, но и на Северную Африку и Сахель.
Считаете ли вы возможным сейчас увеличить военные расходы в Испании? Пандемия затрудняет увеличение этой статьи.
Пандемия требует глобальных ответных мер, и мы видим, что ключевым фактором является военный потенциал. Мы должны быть готовы ко второй волне, чтобы сделать больше. Испания не одинока. Что касается военных расходов, то вирус приведет - и уже привел - к серьезным экономическим последствиям для союзников и еще более затруднит борьбу с бюджетными потерями. При этом существование COVID-19 не означает, что другие угрозы исчезнут. Мы должны научиться справляться со всем сразу. Это реально.
Источник: El País (Испания)