Найти тему

Вместо тысячи наказаний или как я отучила ребёнка плеваться

Однажды, когда я ещё только начинала вникать в детскую психологию, у меня был очень сложный ребёнок (не сколько ребёнок, сколько его родители). И он в какой-то момент начал плеваться на занятиях. Ни "нельзя", ни оставление без поощрения, ни просто оставление наедине с собой не помогало. Родители знали о проблеме, но сами не знали, как её решать, поэтому предпочли просто мириться с текущим положением вещей.
Одно дело, когда ребёнок плюётся в силу возраста или физических особенностей, и совсем другое — когда он делает это специально
Одно дело, когда ребёнок плюётся в силу возраста или физических особенностей, и совсем другое — когда он делает это специально

И вот однажды, когда он в очередной раз начал плеваться, я, уже нисколько не удивляясь, не выдавая ни одной эмоции на своём лице, подвела ребёнка к раковине, и умыла его, сказав: "Ты плюёшься, и теперь грязный. Надо умыться". Умыв ребёнка, я отвела его обратно за стол, и мы снова начали заниматься. Сделав пару заданий, он снова начал плеваться, явно желая, чтобы я обратила внимание на его выходку. Тогда мы снова подошли к раковине, и теперь уже, повторив те же самые слова, я умыла его лицо его рукой.

Так повторялось ещё несколько раз, и вскоре мы сидели за партой, совершенно спокойно выполняя задания. С тех пор он никогда не плевался на занятиях. Он чётко усвоил, что когда плюёшься — следом идёшь умываться, потому что рот то становится грязным. А умываться скучно. Ходить туда-сюда до раковины скучно. Гораздо интереснее выполнять задания, сидя за столом со взрослым. Поэтому плеваться стало просто невыгодно.

Наказание ли это? Я бы не назвала умывание наказанием. Мы умываемся каждое утро или после еды, и это кажется нам чем-то естественным, само собой разумеющимся. Да, когда плюёшься, остаются следы слюны вокруг рта, и тоже бы неплохо умыться, чтобы привести себя в порядок. Это не наказание, а естественное последствие поведения. Которое в данном случае просто стало невыгодным для ребёнка, скучным. Ведь вместо умывания можно сделать очень много всего интересного — поиграть, например.

Также как неинтересно каждый раз просить прощения у другого ребёнка, когда отобрал у него лопатку, бежать к мусорке каждый раз, когда кинул фантик на асфальт, убирать игрушки каждый раз, когда их раскидал и сажать дерево каждый раз, когда сломал ветку. Но для всех этих действий у взрослого должно быть чёткое понимание последствий поступка и терпение, чтобы повторять действие до тех пор, пока ребёнок не поймёт.

"Поставить в угол, когда разбросал игрушки" — не работает. Знаете, что я делала в детстве, когда меня ставили в угол? Я брала игрушки и шла играть в углу. Для меня это вообще не было наказанием. Я даже сейчас не вспомню, за что меня ставили в угол. Не потому что память плохая, а потому что в детстве не видела связи между своим проступком и "иди постой в углу". А связь должна быть.

Учите ребёнка нести в этот мир добро и красоту. Отвечая насилием на насилие, вы добра не добьётесь
Учите ребёнка нести в этот мир добро и красоту. Отвечая насилием на насилие, вы добра не добьётесь
Но для правильной связи поступка с последствием у самого взрослого должна быть в голове чёткая инструкция. Сделал плохо другому — остановился, попросил прощения. Сломал что-то — нужно починить, заменить новым. Потерял что-то — либо миришься с этим, либо зарабатываешь на новую вещь. Никаких наказаний. Вы же себя не наказываете, когда делаете что-то не так?