Про фантастический проект немецкого режиссёра Барана бо Одара «Тьма», что в декабре 17-го года стартанул на небезызвестной стриминг-платформе Netflix, я вам впервые рассказала ещё два года назад (сразу после просмотра первого сезона). Тогда меня, любителя фантастики, запутанных сюжетов, мрачных миров и эстетики современного немецкого кино, просто захлестнуло эмоциями: такого качественного и оригинального развлекательного проекта мы, зрители, давненько не видели. Чистый восторг! Который, однако, быстро сменился тревожными сомнениями: смогут ли они достойно закончить начатое столь лихо?
И вот месяц назад вышел завершающий третий сезон. И мой вердикт таков: смогли! Хотя, разумеется, и для придирок поводы имеются.
История начинается в 2019 году в немецкой провинциальном городке. Винден, подобно триеровскому Догвиллю, — замкнутая экосистема, находящаяся в постоянном равновесии. Семьи живут тут десятилетиями, словно и не задумываясь о том, что за перечёркнутой табличкой есть другой мир и другие люди. А если кто-то и говорит о жгучем желании покинуть насиженное место, то звучит эта фраза дежурно и даже фальшиво. Заезжие здесь тоже редкость. Для всякого вновь прибывшего действует негласное почти мистическое правило: либо ты становишься частью системы, либо Винден тебя прожует и проглотит.
Звучит устрашающе, но на самом деле здесь вообще ничего не происходит: все друг друга знают — не всегда любят, но в общем-то доверяют. Самое страшное происшествие — кошка, попавшая под машину, преступление — неоплаченный проезд, а проступок — супружеская измена.
Но однажды все изменится. В июне сведёт счёты с жизнью Михаэль Канвальд — он всегда был немного странным, вёл затворнический образ жизнь, но такого никто не ожидал. Особенно его сын Йонас, который сразу после проишествия загремел в психиатрическую клинику. Осенью подлеченный, но ещё раздавленный парнишка вернётся в школу и тут же будет вовлечен в очередное происшествие: во время ночной прогулки при загадочных обстоятельствах на его глазах пропадёт младший брат его друзей Миккель.
Но самое страшное и попросту невозможное случится чуть позже: Йонас (а вместе с ним и мы) узнает, что Михаэль Канвальд и Миккель Нильсен — один и тот же человек.
Так начинается первый сезон, которой полностью посвящён тому, чтобы ввести зрителя в правила игры: наметить схему связей, объяснить, как происходят путешествия во времени, и зародить в нашем сознании идею детерминизма.
Второй сезон развивает эту мысль, усиливая связи, показывая их нерушимость: осознавшие происходящее герои будут искать лазейки, чтобы обмануть систему, найти тропинку в обход предрешенному будущему, но каждый раз лишь будут создавать прецедент, под закадровый голос настойчиво повторяющий «Sic múndus creátus est», отсылая нас к Изумрудной скрижали, а персонажа к началу пути, который одновременно и его конец.
⠀Сезон номер 3 посвящён закрытию всех циклов, хотя первое время и кажется, что он лишь добавляет пробелов. Это не так. Каждая ветвь сомкнётся в окружность. А зритель, наконец, поймёт, что начинающаяся 2019 годом история — лишь случайность: рассказ можно было начать в любом месте, но оно все равно бы не было началом.
Ни одна точка истории не останется дискретной, став частью системы событий, ведущих одно к другому. И это главное достоинство проекта: наконец, нет ощущения «написания сценария по ходу съёмок», даже если так и было. Ниточки, что аккуратно натягивает седая Клаудиа между фотографиями, меловые линии, что чертит повзрослевший Йонас, и сходящаяся в бесконечности таблица из двух полей на полу в комнате другой Марты станут для вас не просто абстрактной схемой, а путеводителем по уникальному Dark-миру.
Вопросы останутся. Но идея любви, смелости, самопожертвования и прощения, звучащая под красивую замедленную версию легендарной композиции Луи Армстронга “What A Wonderful World”, заставит ваше сердце биться чаще ♥
Послушайте:
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно :)
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал и мой инстаграм — впереди ещё больше интересного о мире кино!