Цель – это конечный результат, итог деятельности, ради чего совершаются действия. Целей, которые хотелось бы достичь может быть много, но существует одна главная цель, так сказать стратегическая, ради которой осуществляется достижение других - тактических целей. Это цель достижение высшего блага, или счастья.
На протяжении всей своей истории человечество пытается преодолеть антиномию, найти выход из тупика, «страны, откуда ни один не возвращался», под названием «смерть». Смерть перечёркивает, обессмысливает, упраздняет любые чаяния и надежды человека. Какие бы цели не ставили перед собой люди, как бы успешно они не достигали их, смерть всё обесценивает. Как трагически печально звучит голос Соломона, мудрейшего жителя планеты, не раз размышлявшего над бренностью бытия: «Суета сует, всё суета….» (Еккл. 1:2). Однако вывод из своих размышлений он делает однозначный: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12:13).
Совершенно очевидно, что с момента возникновения истории, человек наделённый даром слова, каждый предмет или явление обозначал тем наименованием, которое отражало суть этого предмета или явления. Слово имело единичное истинное значение. Причём древние племена, контактируя друг с другом, заимствовали из языка соседей слова и понятия. Со временем истинный смысл того или иного слова утрачивался и оно (слово) начинало приобретать разные оттенки, становится многозначным и неопределённым. Иногда открыть подлинный смысл слова нам помогают более древние языки. Так наше воинское звание майор – это латинское <maiori> (старший); территория – <terra> (земля), отсюда же террор – ужас. Ну и так далее. Есть в латинском языке похожее по произношению на наше слово «цель», слово <caeli> (небо). Pater noster, Qui es in caelis…. [Отче наш иже еси на небесех…] Это начало молитвы Господней. Произносится она так: [патэр ностэр, кви эс ин цэлис] У нас имеются все основания предполагать, что в первоначальном варианте цель в жизни человека, (а значит и смысл жизни вообще) была одна, главная и единственная – это Небо. Ни <terra> – земля – внушавшая ужас, а небо, с которым ассоциировались: свет, лёгкость, свобода, чистота, правда, святость, Бог. Нашему предку Адаму, помнившему райское блаженство, очень хотелось вернуться в прежнее состояние. Земля, где приходилось со скорбью бороться за своё существование (Быт.3:17) ничуть не привлекала его. Ему было с чем сравнивать.
Эту-то генетическую память о блаженном пребывании с Богом, тоску по потерянному раю и содержит, и переживает в себе каждый человек. Именно к обретению этого состояния целостности - достижения цели, воссоединению с Источником блаженства – Богом, мы неосознанно стремимся всю жизнь. Но часто, очень часто мы выбираем неверную дорогу, ошибаемся, промахиваемся, принимая за цель, средства её достижения. Интересно отметить, что «грех» – это перевод греческого слова αμάρτημα (амартия), означающий «промах, погрешность». Иными словами, совершая поступок, подпадающий под определение «грех», человек промахивается, не попадает в цель. Зато, когда мы идём верной дорогой, приближаясь к главной цели, становимся блаженными и обретаем счастье. Но о счастье, поговорим в другой раз.