Этот вопрос часто задают родители учителям. Домашние задания - это лишь вершина айсберга.
Пока ребенок совсем маленький, его родителям стоит начинать учиться вместе с ним взрослеть. А также не забывать, что ребенок не ваша собственность, а личность, становление которой будет происходить на ваших глазах и под вашим чутким руководством.
От 0-1 года. С первых дней дарите нежность, телесный контакт, любовь своему малышу. Ваш малыш как кувшин, его необходимо наполнить теплом и любовью. И тогда он вырастет счастливой, ПОЛНОценной личностью.
От 1 года - 3 лет. Доверяйте своему ребенку, когда он исследует этот мир. Ему интересно потрогать именно этот камушек, он хочет взять именно эту крышку от кастрюли, позвольте ему всё, что не угрожает его здоровью и жизни. Будьте рядом, если ему потребуется помощь или поддержка. Лучше, если вы будете стоять за спиной своего чада, чтобы не мешать ему, но в то же время вы будете совсем близко, чтобы помочь в случае необходимости. Позвольте ему самостоятельно выбирать игрушки, в которые играть, направление, в котором идти. Кушать столько, сколько он хочет, а не до последней ложки. Это совсем простой, но уже самостоятельный выбор, осуществленный взрослеющей личностью.
От 3 лет -6 лет. Время сюжетно-ролевых игр. Это очень значимое время для вас обоих. Не стоит часто вмешиваться со словами: "Давай поиграем! Сейчас я вот так, а ты вот эдак... Возьми то, сделай это... Как здорово мы играем!" Кто играет, простите? Вы? Будьте рядом. Поощряйте ребенка за ЕГО действия. Он взял кубик - отлично! Супер! Ты взял кубик! Он поставил его на голову Чебурашке? Супер! Отлично! Ваш малыш поставил туалет в лего-домике на крышу? Молодец! Кто сказал, что это неправильно? Это его игра. Он молодец. Он сам придумал ЭТО. Хвалите чадо за инициативу. В этот возрастной период ребенку уже можно вверить элементарные обязанности: убирать на место игрушки, убрать за собой посуду, помочь маме и разложить вилочки к ужину, малыш может самостоятельно наливать себе питьё и ещё много чего может и уже должен делать самостоятельно. Только не мешайте со словами: Подожди, я сама. Дай, я сделаю, у тебя не получится. Не трогай сок, а то разольёшь. Давай я уберу твою тарелку, а то разобьёшь... и т.д. Да, может пролить. Да, может разбить. Да, замочит рукава, если сам умоется или помоет руки. Но со временем он научится, а вы будете отдыхать. Это стоит пары капель сока на полу, разбитой чашки и смены одежды на чистую, поверьте. Позвольте теперь малышу отходить на детской площадке чуть дальше, чем раньше, не "привязывайте" его к себе, эту пуповину будет гораздо сложнее перерезать, если вы по-прежнему будете манипулировать словами: я не хочу, чтобы ты уходил, чтобы упал, чтобы потерялся... С чего вы взяли, что он этого хочет? Начинайте ослаблять вожжи.
7 лет - 11 лет. Вот мы и подобрались к домашним заданиям. До 7 лет вы помогали своему ребенку взрослеть, становясь самостоятельным и ответственным. Он многое делает сам. В идеале, всё, что он в состоянии сделать сам он выполняет самостоятельно.
Начинается новый этап. Школа. В школе вас нет рядом. Ребенок, научившийся себя обслуживать, научившийся выполнять инструкции и последовательности, научившийся ответственности, легко будет адаптироваться к новому режиму.
Но часто не всё так идеально. Родители подвергают детей гиперопеке, выполняя за них элементарные действия: одевают, кормят, собирают портфель, сами же несут в школу портфель и сменку, со второго года приходится вместе с детьми, или вместо детей, делать домашние задания. В старшей школе родители теряют контроль, и учеба катится в тар-тарары, а мы сокрушаемся, ну как же так?
Ребенку не нужно было совсем ни о чем беспокоиться! Мама не положила, мама не взяла, мама не сказала - наиболее частые ответы детей на вопрос, почему отсутствует принадлежность или учебник. Мама, а почему вы не в школе??
С первых школьных дней необходимо организовать процесс. Распечатайте крупным шрифтом расписание ребенку и повесьте над рабочим местом, учебники и тетради при этом должны стоять в удобном и доступном месте. Ежедневно задавайте вопрос своему школьнику, а собрал ли он портфель на завтра? Нет? Напоминайте об ответственности: если ты придёшь в школу не готовым, то получишь замечание. Замечание от учителя - не самая приятная эмоция. Даже если ребенок решит, что собирать портфель сегодня он не будет, скорее всего, после того, как эту эмоцию он испытает, и на маму переложить ответственность у него не будет никакой возможности (мама этого никогда не делала и не делает), вскоре и сам будет вспоминать о подготовке к школе, дабы избежать неприятностей.
Второй год обучения. Появляются домашние задания. Если вы научились не брать на себя ответственность за сборы вашего чада в школу, то и с домашними заданиями у вас не будет трудностей. Если этот момент упущен, то план такой же: отпустить ситуацию. У вас еще есть все шансы дать ребенку навыки самостоятельности и ответственности. То же самое: расписание на видном месте. Собирается сам. Уроки делает сам. Запомните, это не вы учитесь в школе. Никто не подумает про вас плохо и не будет считать вас плохой матерью, если вы не сделаете домашку за ребенка и не положите ему форму на физкультуру. Вы - хорошие родители, если ваш ребенок растет в любви и счастлив.
Домашка, как и сборы в школу - ответственность только вашего ребенка. В школе учитель дает материал, закрепляет его, а дома дети самостоятельно пытаются выполнить задание по тому же алгоритму, что и в школе. Если у ребенка не получается - нужно еще поработать, в школе, с учителем. Не стыдно подойти к учителю и попросить объяснить еще раз. Это тоже ответственность. Ваш малыш может гордиться собой, а вы - им, если эту проблему он решит сам, и вам не придется в ночи, нервно дергая глазом, объяснять то, чего вы и сами понять не можете порой)
Домашнее задание в первую очередь - это контроль и прогноз, как ребенок в дальнейшем справится с выполнением самостоятельных, контрольных и диагностических работ. Где вас, заметьте, рядом не будет.
Итак, итог. Даже если ваш учитель настаивает, чтобы вы "следили", "смотрели", "заглядывали в тетради" ваших детей, помните, что вы можете сделать это, но только из любопытства. Проверяет пусть учитель. Учит - учитель. Найдите самую красивую закорючку в этой тетради и похвалите своё чадо. Вот это да! Вот это буква А! Молодчина! Так держать!
Похвала - лучшая мотивация для вашего ребенка, чтобы радовать вас и впредь.
P.S. Бывают, конечно, нестандартные случаи. Когда общие рекомендации не помогают и не приносят должного результата. Решать их нужно индивидуально и желательно с привлечением нейропсихологов.
Здоровья вам и вашим деткам!