Слово «опричнина» происходит от слова "опричь", что означает "вне", "отдельно" или "кроме". Так называлось народное повстанческое движение в Прикарпатье XVI века - "опришки", так на Руси назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа, так же называлась часть удела великих княгинь, находившаяся в их полном и непосредственном распоряжении, то есть та часть владений, над которой не действовала никакая правовая традиция.
Этим последним значением воспользовался царь Иван IV, когда в ходе Ливонской войны столкнулся с противостоянием бояр своей политике. Политика эта была настолько спорной, что до сих пор историки не могут дать ей однозначную оценку.
Если коротко, то с одной стороны шла стремительная централизация власти (думаю, это было главной причиной). Иван III (дед Грозного) присоединил к Московскому княжеству Новгород, то есть огромнейшую территорию нынешних Новгородской. Архангельской, Вологодской областей. Сам Иван IV к тому времени уже покорил Казанской и Астраханское ханства и стремительно продвигался на восток (в общей сложности Иван Грозный удвоил (!) территорию своего государства). Неудивительно, что бывшие князья тех земель не были в восторге от появления верховного правителя!
С другой стороны шла изнурительная Ливонская война, в которой противником Руси была почти вся Европа. Кстати, именно тогда впервые в Европе появилась пропаганда - "подметные письма", листовки с карикатурным изображением русского царя, якобы живьем поедающего детей.
Тогда же появилось и прозвище "Грозный". Интересно, что "грозный", то есть опасный, а не какой-нибудь "кровавый" или "лютый". Хотя народ в прозвищах никогда не стеснялся - история знает Василия Косого, Людовика Толстого или Эрика Шепелявого, - тем не менее Ивана VI ничем подобным не наградил.
Да и лютым Иван поначалу не был: дважды был прощён И. Д. Бельский, были пойманы при попытке к бегству и прощены князь В. М. Глинский и И.В.Шереметев, трижды прощены Старицкие... Лично меня совершенно не удивляет, что, будучи окруженным такими "верными" соратниками, Иван в конце концов вывел из-под боярского управления многие экономически важные для выживания государства территории, над которыми "не действовала бы никакая правовая традиция". Так родилась опричнина.
Я не буду здесь глубоко уходить в экономику и политику, скажу только, что Переславль на территории опричнины занимал очень важное положение: "столица" опричнины, Александровская Слобода, находится на примерно равном удалении от Троицевой Лавры и Переславля-Залесского. Поэтому, как и Троицкий монастырь (тогда еще не лавра), город был тщательно укреплен со всех сторон Горицким, Феодоровским, Никитским (именно в ту эпоху и произошло прославление Никиты Столпника), Даниловским и Никольским монастырями, а в подвалах «церкви Петра, что на государевом дворе», скапливается «пушечная и пороховая казна и свинец».
Стены Никитского монастыря выстояли против осады поляков в 1609 г., но в 1611 г. Ян Сапега монастырь взял. Это было исторически последнее полное разорение города.
Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима