#армейские рассказы #о жизни простым взглядом
Понятие «выходной» в советские времена, как таковое, в армии отсутствовало. Все всегда, конечно, зависело и зависит от старших начальников. В те времена – особенно. Лейтенантские годы – был один выходной в полгода, и это было счастье. Если не учения, то на «зимних квартирах» - вечные дежурства, «ответственные» над кем-то и т.д, и т.п.
С продвижением по службе ситуация менялась, но не намного – все зависело от того, кто ты по занимаемой должности и где служишь, и кто тобой командует. Считаю, что мне повезло в ГСВГ, когда «застолбился» в одной части, в одном гарнизоне да там и «рос». Постигал службу, учился жизни. И в этом большая заслуга была моего Командира.
Командир, он же начальник гарнизона (помимо нашего на территории было еще два воинских формирования, а территорией был островок, соединяющийся с «большой землей» мостами), очень серьезно относился к подбору кадров - ведь, надо было и служить, и жить вместе одной семьей несколько лет в, практически, замкнутом пространстве. А, с другой стороны, - это была и школа становления, тех, кто выбрал военную профессию - за пять лет его командования нашим армейским батальоном двадцать пять офицеров ушли на повышение. В первую очередь, - на месте. Ну, уж если «места» не хватало – тогда уже в другие части или в академию.
Благодаря ему наше военное «хозяйство» было крепким во всех отношениях, то ли это касалось боевой подготовки, то ли каких-то тыловых вопросов.
Был Командир из керченских беспризорников. Как он вспоминал – отъелся только по-настоящему в военном училище. Был высокий, спортивный (заслуженный по боксу), с хрипловатым голосом, с надвинутым на глаза козырьком фуражки, с неизменной «беломориной» - он больше напоминал «морского волка». Играл достойно на бильярде, хорошо понимал карточные игры, шахматы. Много читал разной литературы. И был отличным психологом.
Любил конкретику, поменьше трепа – побольше дела. Доверял людям, но после того, как они показывали себя в делах.
Когда были на месте постоянной дислокации, с командиров подразделений «перья летели». И совершенно преображался, когда уходили на учения. Он всегда делал ставку на своих ротных и поэтому давал им возможность в такие периоды действовать полностью самостоятельно. Одним из довольно серьезных моментов «полевого выхода» была погрузка нашей техники на ж/д транспорт. Кто служил в группах войск, то знает какое «счастье» загонять «гусеницы» на европейские платформы, которые были уже наших платформ и, соответственно, наших машин. Одно неверное движение рычагом и – авария. Не всегда удавалось договориться с немецкими железнодорожниками, чтобы эшелон с полсотней платформ «разорвать» под погрузку на несколько частей. Бывало по-разному. И здесь командовали исключительно только ротные. Командир все это время прогуливался вдоль эшелона и молча курил. И подчиненные ни разу за время совместной службы ни разу его не подвели. Просто ценили уважение к себе и, в свою очередь, уважали своего Командира.
Со стороны казался грубоватым. Очень даже. Вначале.
Городок был небольшой. Вот они ДОСы, через дорогу – штаб, и тут же магазины - продовольственный и промтоварный. Стоим возле штаба. Идет юное создание (чья-то жена из вновь прибывших офицеров-прапорщиков) в халатике домашнем, каких-то тапочках, с авосечкой.
-Стой! А ну марш отсюда в таком виде домой!
Это Командир рявкнул, по-другому - не скажешь…
Тут же команда дежурному по части собрать всех офицеров и прапорщиков на построение.
Построились.
-Если я увижу еще раз хоть одну бабу в «занюханном» виде на территории гарнизона – пеняйте на себя. Сегодня в 20.00. все мужики дома с детьми, бабы –в клубе. Замполит – объясни там, какой должен быть вид у женщины – прическа, наряд, маникюр-педикюр, обувь, гдазки, губки, бровки. Нельзя запускать себя где бы ни было. Что – зарплаты маленькие получаете? Купить чего-то негде? Или не уважаете себя? Все! Разойдись!
Все стало на свои места одним мигом. Без лишней полемики. Все все поняли.
Преподавал он и другие уроки жизни.
На послеобеденном построении Командир останавливал свой взгляд на ком-либо из офицеров или прапорщиков:
-Сегодня с замполитом идем к тебе на ужин. Шурши!
Так проходило знакомство с семьями подчиненных. Довольно регулярно.
Ведь, в доме всегда все на поверхности – и хозяин, и хозяйка, и семейные отношения.
Зато скажу, что на Восьмое Марта, когда готовили праздник, накрывались столы в спортзале, Командир приходил со своей женой в стильном костюме и цветы вручал лично – каждой женщине. А при вручении знал, что сказать: КАЖДОЙ – СВОЕ! То, что та хотела услышать в свой адрес…
Когда Командир заменялся в Союз и убывал к новому месту службы, вдоль дороги, ведущей к КПП, с обеих сторон, от казарм и жилых домов выстроились солдаты срочной службы, офицеры и прапорщики, женщины, дети для того, чтобы его проводить.
Такое я видел раньше только в кино – был такой советский фильм «Я – Шаповалов Т.П.» с участием в главной роли Евгения Матвеева. Содержание не помню, а вот заключительные кадры… - когда главный герой уезжает на поезде, а вдоль железнодорожной насыпи выстраивается его кавалерийская дивизия, которой он командовал…
Жаль, конечно, очень он уж рано ушел из жизни…Царство ему небесное…
Новые истории читайте на моём канале ЮСТВ yz - zen.yandex.ru/iuraseverin
Там же ВЫ сможете посмотреть телепередачи и познакомиться с интересными людьми!