1. Плоскость характеризуется двумя координатами. Этого достаточно, чтобы сформировать метафоры плоской шутки или плоского человека. Не одномерного, как у Г. Маркузе, не такого радикального. Но всё же плоского, картонного, не 3d-печати, только офсет.
Отличительными чертами и такой шутки, и такого человека будут горизонтальность, приземистость, травоядность, прозябание на подножном корму. Максимум позволенного — низкополётность с равномерным жужжанием по всей траектории движения. Такой человек не хватает с неба звёзд. Он на него не смотрит. Он глядит себе под ноги. Шнурки не развязались? Уже счастлив! Естественно, и ум его расположен на уровне асфальта. И такой же чёрно-серый. Максимум — на уровне серой плитки С. С. Собянина.
2. Движение не запрещено плоскому человеку, но не является его характерной чертой. Естественно связывая в своём восприятии пошлость с грязной замасленностью, я воспринимал пошлость как плоскость, вульгарную неспособность возвыситься над предметом или ситуацией и потому орудующую, понеже возможно, с самим предметом, куроча его, ломая или непомерно им восхищаясь.
Обращение к словарю изменило моё представление о пошлости. Этимология пошлости — от того, что пошло, что стало ходовым, популярным и от частого употребления избитым, истресканным, третьесортным. В этом смысле антонимом пошлого будет неподвижное и филигранное, некий недоступный большинству шедевр. Недоступный как по стоимости, так и по пониманию.
3. Плоскость и пошлость в совокупности составляют так называемую гущу жизни. Это гуща тонким слоем размазана по плоскости, а от пошлости в ней лишь то, что она пузырится. Ибо пошлое, в сущности, никуда не идёт, оно остаётся третьесортным и массово употребимым.
4. Какова жизнь этой плоской гущи? Жизнь прокариотов, обширного цианобактериального мата клеток без ядра, без митохондрий и без прочих мерехлюндий. Но с матом. С позиции человека, возвышающегося над плоскостью, важны и ядра, и митохондрии, и усы с бородой, и бархатная шапочка-таблетка. Ибо только они да перспектива вечности задают комфортные условия бытия душе и уму. А плоские люди — те, у которых вроде и есть душа (ума нет заведомо), но как бы её и нет, ибо они хоть и «движутся по делам», — душа — это принцип самодвижения, — но ползут на брюхе, а ежели москвич — то и в пробке, что совсем затруднительно представить и не по-человечески осуществлять. А как «отдвигают своё» на пузе, их везут на спине до крематория или до кладбища. Плоскость и пошлость остаются непревзойдёнными ни в жизни, ни в смерти. Только в момент предсмертной агонии да переворачивания покойника в нём мелькнёт что-то человеческое.
5. Пару минут вынужденно посмотрел концерт из Витебска. Наши туда поехали. Продаваться на «Славянский базар». Но так и остались плоскими пошляками. Принимающая сторона — тоже не на шибкой возвышенности. Москва и Витебск на одной плоскости.
6. Скажешь, что всё современное искусство плоское и пошлое — и почти не ошибёшься. Так, вся абстракция — это плоская пошлость, не надо ездить в Париж или Витебск. Е. В. Бриммерберг для нас неперспективен.
2020.07.18.