Найти тему

Исторические Максимы и «Краткая история мифа» Карен Армстронг.

«Приверженностью сугубо линейному, логическому образу мышления мы лишаем себя целительных средств и приемов, позволявших людям использовать весь потенциал своей сущности, дабы жить полной жизнью, не отворачиваясь от неприемлемого…» Карен Армстронг «Краткая история мифа».

Эта книга в моей жизни сыграла не только ключевую поворотную роль, но имеет определенную мистическую историю. Я приобрел ее году в 2005-2006. Издательство «Открытый мир» выпустила несколько книг в серии «Мифы». Среди них были «Шлем ужаса Пелевина и «Краткая история мифа» Карен Армстронг. Если первую я тут же прочитал, то вторая лежала мертвым грузом, как бы забытая, но между тем, не потерянная мной в череде многочисленных переездов с квартиры на квартиру и даже переезда в другой город. Я открыл ее случайно, необъяснимо весной 2011 года, в то время мною было создано пространство Центра прикладных знаний «Prime life education», которое стало фактически колыбелью российского сторителлинга.

Открыл, чтобы вместе с ней погрузиться в череду открытий и мистических откровений, касаемых темы Мифа. Из прочитанного именно в этой книги у меня родилась базовая формула сторителинга: Красивая и правильная История, это Миф, Ритуал и Жертвоприношение во взаимодействии.

С тех пор я несколько раз перечитывал ее, последний раз произошел сегодня. Я снова что-то открывал. Точнее, книга помогала мне переосмысливать или точно формулировать то, что было открыто за эти долгие годы. Так родились «Исторические максимы». Труд, который помогает погрузится ыв сторителлинг, как в фундаментальную науку и одновременно религиозное мировоззрение. Труд, которым я с вами с удовольствием делюсь…

Исторические максимы.

Любая социальная организация строится на Истории (Мифе, Ритуале, Жертвоприношении), на работе по исследованию человеческих отношений и на вписывание личных (корпоративных) историй в глобальные контексты, что проявляет общественные ценности и смыслы (со-мыслия). Всем этим занимается сторителлинг. Миф, Ритуал, Жертвоприношение не только неотъемлемы друг от друга, но и бессмысленны по раздельности. Миф в соединении с Ритуалом и Жертвоприношением позволяет проникнуть за «границы» форм на уровни энергии и смыслов. Миф делает из приобщенных к нему Героев, а не почитателей архитипов. Правильная интерпретация Мифа помогает обретению состояния, побуждающего к действию.

Религия, как объединение общими смыслами, возникает из коллективного осознания собственной смертности. Страх смерти и преодоление его приводит к пониманию необходимости объединения через сходство внутренних состояний, отношений и ценностей. Состояние преодоления страха смерти, есть состояние экстатического единения с Божественным.

Преодолевающий Герой (или Бог), есть основное действующее лицо Мифа. Миф предназначен для многократного повторения Ритуала. И Миф, и Ритуал содержат в себе «место» для Жертвоприношения (концепции жертвы ценного на данный момент для обретения ценностей более высокого уровня, осознанности своего единства с божественным и состояния преодоления страха смерти (отдать ценное, приобретая нечто иное… больше, чем…). Форма, через ритм и энергию Ритуала, достигает Духа и Смысла.

Религия не была и не есть инструмент склонение Божественной силы на свою сторону. Но, возможность почувствовать движение, исходящего из взаимодействий всего, взаимодействий целостности, течение всего. Чтобы соотнесясь с ним, оставаться гармоничным вне времени. Не просить помощи у Бога, но искать скрытый смысл, который погружает во всеобщее бытие, давая доступ к бесконечным ресурсам.

Миф – со-бытие Героя, в котором он совершает личное преодоление, рождающее в нем состояние (преодоления страха смерти). Это состояние через Ритуал может передаваться аудитории. А та, в свою очередь, через ритуальное жертвоприношение, получает возможность соединиться с Героем в этом со-стоянии (Коллективном У-Вэе). Состояние преодоления страха смерти помогает человеку или сообществу освободиться от временнОй зависимости. И начать улавливать суть, природу, а также связь предметов, обстоятельств, отношений и взаимодействий. Воспарить над собой, соединиться с божественным, личное вписать в глобальное, погрузиться в сомыслие.

Миф – это игра, объединяющая всех героев в единое целое. Задача Мифа научить возвращаться в архетипичный мир богов (рай) в ходе обыденной жизни, преодолевая смерть, время, конечность. Любая сущность содержит Бога. Любое действие позволяет соединиться с сакральным. Отдельные предметы и действия, как откровения божественной силы (энергии) и целостности (смысла). Религиозный опыт можно пережить через созерцание предметов с искренним интересом и осознанное погружение в действие.

Событие, не ставшее Мифом, не сможет стать источником объединения. В Мифе оно освобождается от рамок факта, оставляя в себе энергию состояний преодоления, к которой и хотят прикоснуться верующие (несущие веру в иное, в большее, чем…).

Слова «миф» и «мистика» происходят от одного древнегреческого корня, означающего «смыкать губы», «закрывать глаза». Миф, через Ритуал и Жертвоприношение, наделяет способностью видеть и воспринимать скрытое за границами форм. Только Миф позволял находить смысл в проживаемой жизни, когда личные истории вписывались в глобальные контексты различных преодолений мифических Героев и Богов.

Жертвоприношение – восстановление жизненной энергии. Восстановление экзистенциального метаболизма. Чтобы был урожай, зерно должно умереть. Жертвоприношение, по сути, есть сотворение нового мира, сотворение новой жизни и нового себя.

Переживаемый опыт в настоящем неразрывно связан с пережитым опытом прошлого и опытом, который предстоит пережить в будущем, то, что составляет единое «здесь и сейчас». Чем глубже способен человек или сообщество погрузиться в прошлое, чем дальше заглянуть в будущее, соединив все это со своим настоящим, тем человек или сообщество осознаннее и духовнее. Учитывается не в последнюю очередь и внеэкзестенциальные прошлое и будущее. Воображение – часть процесса образования, связанная с воссозданием близкого и далекого внеэкзистенциального будущего.

Описание реальных событий, произошедших в далеком прошлом, в определенном смысле тоже является мифотворчеством и мало имеет общего с действительностью. Такое описание, скорее, компиляция различных толкований, победивших время. По сути своей, античные боги, полководцы средневековья и лидеры различных движений новейшей истории, есть одно и тоже.

Иллюзия контроля над окружающим миром, приносимая со все новыми научными открытиями, разрушающе действовала на мифотворческое сознание человека современного. Потому что ни рациональные размышления, ни логос не помогали ему преодалеть страх смерти и найти смысл жизни, что приводило к отчаянию и болезни духа. При этом человек продолжает искать замену тому, чего сам себя лишил. Замену религиозному чувству, тому, что помогает объединить каждого со всем, оставляя этому каждому его уникальность.

Безмолвное одинокое чтение оторвало Миф от Ритуала и Жертвоприношения, лишив его сакральности и смысла, как такового. Священный текст стал всего лишь информацией. Глобальные ужасы же ХХ века продемонстрировали, чем может обернуться утрата чувства священного. Эффективность стала убивать человечность. «Венцом творения» в этой цепочки обесчеловечивания может стать искусственный интеллект. У человека есть только одна возможность остаться собой и не попасть под тотальное управление технологиями. Возможность эта – возвращение к своим корням, к осознанию важности Мифа, как носителя энергии и смысла, души и духа.

Исторически важно каждому из нас начать вспоминать, создавать и представлять свои истории от наших корней, через нас сегодняшних, к историям наших потомков, вписывая их в глобальные религиозные контексты.

Digital Storytelling, это соединение науки и технологий с возбуждающим воображение мифотворчеством. Соединение рационального с иррациональным.

-2