Manifesta имеет репутацию смелого и экспериментального события, на котором не просто показывают современное искусство, а актуальное и вовлекают зрителей во взаимодействие с художниками и активистами. Ещё одно важное отличие Manifesta от всех остальных подобных событий — это постоянная смена места проведения (такая качующая биенале). Важной установкой МАНИФЕСТЫ является то, что в экспозиции делался акцент на молодых, малоизвестных художников, для многих из которых участие в биеннале становилось переломным моментом в карьере.
Куратором Manifesta 10 в Петербурге стал Каспер Кенинг, 12 лет руководившим Музей Людвига в Кельне. В основной проект МАНИФЕСТЫ (залы Эрмитажа и Главного Штаба) вошли такие мастера, как Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Марлен Дюма, Луиза Буржуа, Томас Хиршхорн, Йозеф Бойс, Мария Лассниг, Брюс Науман, Герхард Рихтер, Вольфганг Тильманс и др.
Все эти художники - крупные мастера с мировым признанием, прочно утвердившие свое место в истории культуры. Однако для российского зрителя, а европейское биеннале подобного уровня проходила в России впервые, подобного рода работы итак воспринимались как своеобразный радикализм (достаточно вспомнить стул с жиром Йозефа Бойса, установленный в залах Зимнего дворца).
В Кадетском корпусе в рамках параллельной программы Manifesta была организована выставка Generation START, где приняли участие как раз молодые художники.
Хэдлайнером всей МАНИФЕСТЫ 10 стала инсталляция Хиршхорна "Abschlag" или "Срез". Проблема связи времен, столкновения прошлого и настоящего, памяти и происходящего – обрушенный фасад с оригиналами из Русского музея стал символом всей МАНИФЕСТЫ в Петербурге. Она показала публике срез современного искусства, которое также оказывается на стыке времен.
В кадетском корпусе, облупившиеся стены которого, выбоины в полу, потрескавшиеся плитки и картины вождя пролетариата дополняющие и без того эффектную экспозицию, таким произведением стала советская ковровая дорожка Ивана Плюща, уходящая в небо.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм