Репино на самом деле называется Куоккалой. Посёлок находится на Карельском перешейке, сегодня это всё – часть Петербурга.
В посёлке Репино находится музей-усадьба «Пенаты», принадлежавшая когда-то И. Е. Репину.
Нетрудно догадаться, что власть не могла не воспользоваться именем великого художника, чтобы стереть с карты финское название.
Переименование – любимое развлечение тех, кто сам ничего не создаёт. Переименовать – легкий путь присвоить. А уж ледокол это, усадьба или населённый пункт – не важно.
В жизни Ильи Ефимовича был весьма причудливый поворот – не покидая собственного дома, не имея на то никакого собственного желания, художник в одночасье оказался эмигрантом.
Но давайте по порядку.
После того, как в 1870 году открылось движение по Финляндской железной дороге, Куоккала превратилась в одно из популярных дачных мест петербуржцев.
Мягкое лето, близость к столице сыграли свою роль.
Репин купил здесь старый финский дом. Злые языки говорят, что дача была куплена на деньги Натальи Нордман. Репин же просто переехал к даме, которая была младше его на четверть века, бросив жену и четверых детей. Но мы сейчас не об этом.
Илья Ефимович перестроил дом по своему вкусу - появились светлые веранды, мансарды со стеклянными крышами, декор на фасаде в древнерусском стиле. Крестьянский дом превратился в терем, где было удобно и картины писать, и чай с друзьями пить. Территорию усадьбы Илья Ефимович тоже изменил по собственному проекту – собственноручно сажал деревья и копал канавы, создал систему небольших прудов.
В честь римских богов - покровителей домашнего очага Илья Ефимович назвал обновлённый дом - «Пенаты». Репинская усадьба стала центром притяжения художников, поэтов, многочисленных учеников мастера. Каждую неделю в «Пенатах» устраивались «репинские среды». О том, что дом открыт для гостей, извещал флаг, который вывешивали на башенке.
Куоккала того времени — это «Переделкино Серебряного века».
Дачи на побережье Финского залива снимали Леонид Андреев, Юрий Анненков, Владимир Короленко, Сергей Сергеев-Ценский, Максим Горький, Владимир Маяковский, Лихачевы и многие другие — художники, писатели, поэты, музыканты, ученые.
Веселые посиделки с гостями по средам ушли в прошлое с началом Первой мировой войны, а затем и революции. В конце 1917 года В.И.Ленин подписал декрет о независимости Финляндии.
Новая страна тут же установила границу с Советской Россией. Дача в Куоккала, на Карельском перешейке, купленная Репиным 1899 году, оказалась в другой стране.
Формально эта территория и в момент покупки дачи считалась Финляндией, но кто ж тогда брал это в расчет. Великое княжество Финляндское на правах автономии входило в состав Российской империи ещё с XIX века.
Невольными заложниками новой геополитической ситуации оказались многие русские, имевшие дачи в Финляндии.
В советской России отсутствия живого классика поначалу никто не замечал. Потом, когда работы Репина стали активно использоваться в пропагандистских целях, большевики начали добиваться его возвращения в Россию. Автор столь значимых для новой власти «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов.
В Петрограде пресса писала о том, что Репин бедствует, голодает. Правда, не писали – почему. Ведь это большевистское правительство национализировало деньги, находившиеся на частных счетах в Госбанке.
Живописец, известный на весь мир, оказался в чужой стране без средств к существованию. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Илья Ефимович, которому уже перевалило за 70, сажал картошку и морковь, а кроме того, обзавёлся козой, сам пас её и доил.
В 1919 году Илья Ефимович подарил художественному музею в Хельсинки коллекцию полотен русских художников. Оказалось, в музее не было работ русских мастеров. Дар Репина оценили по достоинству. Его избрали почетным членом Общества художников Финляндии, наградили орденом Белой Розы. Репин был учителем многих известных финских художников.
В 20-е годы ХХ века И.Е.Репин пишет картину «Финские знаменитости».
Полотно, в силу разных причин, осталось незавершенным. Картина не была оценена по достоинству современниками. И только сейчас, через сто лет после написания, ее художественная и, безусловно, историческая ценность получила высокую оценку зрителей и специалистов.
На полотне запечатлена практически вся творческая элита Финляндии того времени.
Примерно в это же время Репин написал полотно "Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб". Образы солдат, которые отбирают хлеб у маленького ребёнка, дали исчерпывающий ответ на вопрос отношения Репина к новой власти.
По воспоминаниям современников, это полотно Илья Ефимович считал не менее эпохальным, чем знаменитых «Запорожцев», часто и с охотой тиражировал. Подобные сюжеты оказались востребованы в условиях независимой Финляндии. Антисоветские картины охотно покупали как финны, так и эмигранты, что приносило Репину стабильный доход.
Последние годы жизни Репина за него шла борьба.
Илья Ефимович был, пожалуй, самым востребованным советской пропагандой художником дореволюционной России. Советская власть хотела вернуть Репина в СССР.
Переговоры с Репиным стали одним из первых случаев, когда новая власть пыталась заручиться поддержкой мирового сообщества за счет возвращения на родину крупных деятелей культуры. К тому же, реалистическая живопись Репина была понятна пролетариату.
Советское правительство рассматривало возвращение художника как задачу политического значения, и по этой линии началась серьезная информационная проработка. Для достижения поставленной цели были задействованы его знакомые и друзья, лояльные новой власти или желавшие перед ней выслужиться.
«Мы, русские художники, современники Ваши, всегда гордимся великим художником земли Русской и искренне жалеем, что не видим Вас в своей среде, хотя и чувствуем близость Вашу. Многочисленные произведения Ваши, собранные в Русском музее, поражают своей мощью», — говорится в письме художника Аркадия Рылова от 1923 года.
А в 1924 году этот вопрос был поставлен уже на заседании Политбюро, по итогам которого генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин вынес резолюцию: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры».
Для общественности ситуация преподносилась именно так — Репину разрешают вернуться. При этом с переговорщиками руководители страны говорили жестко: «Действуйте, как хотите, но так, чтобы И. Е. был перемещен к себе на Родину», — писал Климент Ворошилов.
Художнику сулили звание «Народного художника» и обеспеченную старость, однако Репин отказался от всех привилегий. И наотрез отказался возвращаться на родину, ссылаясь на старческую немощь.
Он так и не принял финское гражданство, но и советским гражданином не стал. Он все еще оставался подданным Российской империи.
В Пенатах живописец жил по так называемому нансеновскому паспорту. Известный путешественник сам разработал форму документа, позволяющего эмигрантам, не желающим порывать связи с родиной, жить в любой стране.
После революции Репин больше ни разу не был в России. «Пенаты» стали его малой родиной, здесь он создал собственный мир.
Умер Илья Ефимович 29 сентября 1930 года. В одном из последних писем он с теплотой прощался с близкими, и благодарил судьбу за проявленное к нему милосердие.
«Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростертый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим», — писал он.
Согласно завещанию, похоронили Илью Ефимовича в усадьбе.
Нынешние Пенаты – это чистый новодел. В 1944 году усадьбу стерли с лица земли советские войска. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Сначала этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия. Исчез даже холмик над могилой художника.
При восстановлении усадьбы место, где находилась могила, определили условно и насыпали новый холм.
А вот экспонаты в «Пенатах» самые что ни на есть подлинные. Перед войной их успели вывезти в Ленинград и спрятать в хранилище, расположенном в подвалах Академии художеств, носящей имя И.Е.Репина.
Благодарю вас за отклики и интерес!
Подробнее обо мне здесь.
Если статья Вам понравилась, пожалуйста, не поленитесь поставить большой палец вверх 👍 и поделиться статьёй со своими друзьями в соц. сетях. Это даст нам стимул для дальнейшего развития и понимания, в каком направлении двигаться дальше.
Если вам нужны интересные тексты - я могу написать для вас!
Мои книги на разные темы можно почитать здесь
Заранее благодарю всех, кто поделился с друзьями! Пусть число добрых дел множится.
Обратите внимание и на другие мои статьи.
Метафорические карты - отличный подарок!
Индивидуальная поддержка и вдохновение каждый день!
Пусть в Вашей жизни всегда будет Жизнерадость!
Понравился материал?
Поделитесь с друзьями через любую сеть!
Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Вам нетрудно, мне приятно. И это очень поможет развитию проекта! Благодарю!
Если Вы до сих пор не подписались на Жизнерадость - сейчас самое время. Тогда Вы, точно, не пропустите новые публикации.
До новых встреч!