Мы думаем о себе, других и окружающей реальности нарративами, историями.
⠀
Если вас попросить описать себя или кого-то, то это будет рассказ с единой сюжетной линией и действующими лицами.
⠀
И так во всем — работе, семье, хобби, деньгах, знакомствах — найдется связный нарратив. Это основной способ организации наших знаний о мире.
⠀
Главный рассказчик тут — дефолт-система мозга (ДСМ). Она из первых попавшихся фактов складывает ясную историю. И выдаёт её сознанию – непротиворечивую и максимально логичную.
⠀
Андрей Курпатов в книге «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!» пишет так: «Эволюция дала нам инструмент, необходимый для того, чтобы мы обеспечили себе выживание. А на войне, как известно, все средства хороши. Причём ложь, самообман, иллюзии - не худшие из них.
⠀
Мозг (настоящие мы) организует мысли нашего сознания лишь с одной-единственной целью – чтобы оправдать свои действия, устранить противоречия, с которыми мы, в силу особенностей своей психики, постоянно сталкиваемся».
⠀
Чтобы выживать, мозгу необходима понятность, и он нашёл подходящий способ. Иначе мы бы постоянно чувствовали себя в неопределенности — познавали мир заново, а мозг тратил бы энергию зря.
⠀
Представьте, каждый день вы думаете: «Где связь между дорогой и светофором?». А так сразу — «красный» — «стой», «зеленый» — «иди», действуем по шаблону, знаем о безопасности. В этом очевидная польза нарративов.
⠀
Другое дело, когда они настолько цепляются к нам, что мешают решать задачи в реальности.
⠀
Важно понять — каким бы сложносочиненным нарратив не был, он не отражает происходящего целиком.
⠀
Детали нарративов мы берем из культуры, опыта, от других людей. Эти случайные элементы накладываются на объяснения и рождают новые истории.
⠀
Задача нарратива не в том, чтобы дать объективную оценку, а уловить «суть» и создать непротиворечивое объяснение в целях экономии.
⠀
Мы никогда не видим эти «истории» полностью, ведь длина сознательной мысли всего 3 секунды. Это ограничение нашего восприятия. Реальность ускользает от нас, а мы уверены, что все, о чем думаем — что-то непогрешимое.
⠀
Наши проблемы возникают от того, что мы неправильно думаем о ситуации. Выйти из этой ловушки помогает озадаченность.
⠀
Определите проблему и выпишите объяснения, которые приходят на ум, — почему, как вам кажется, ничего не меняется? Ответьте прямо, помогают ли они вам на самом деле?
⠀
Например, есть проблема — вы хотите делать больше и лучше, но не получается. И объясняете себе это нехваткой времени. Возможный нарратив: «Я мало успеваю, так как не соблюдаю режим».
⠀
Объяснение не дает мышлению реконструировать ситуацию — что именно вы хотите успевать, какие приоритеты и какой режим, как его организовать, в чем его выгода? Вы настойчиво думаете, как должно быть, — и это кажется логичным. При этом полной картины нет.
⠀
Когда мы начинаем сомневаться в истинности нарративов, запускается поисково-ориентировочный рефлекс (А. Р. Лурия) или эффект «что такое?» (И.П. Павлов). Далее вы обнаруживаете детали, противоречащие объяснению, и решение, которое учитывает реальность.
⠀
Возможно, вы заметите, на что зря тратите время, или что часть дел можно делегировать. Мозг увидит реальный список дел, подходящий режим и т.п.
⠀
В Академии смысла мы используем эти знания и тренируем навыки мышления. Как с помощью одногруппников обнаружить неэффективность своих нарративов, озадачиться на поиск дополнительных фактов и лучших путей решения задач.
Узнайте больше по теме из лекции выпускницы Академии Татьяны Филипповой «Путь от нарратива к сложности» https://www.youtube.com/watch?v=NCgAvBo-sZA
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.