19 июля отмечается ещё один своеобразный праздник — День без купальников, учреждённый Международной федерацией натуризма (между прочим, работает под эгидой ЮНЕСКО). Её сторонники призывают избавиться от стыдливости и раскрепоститься, почувствовать гармонию с природой, вспомнить о своих истоках. По традиции в этот день они посещают специальные пляжи, которые можно определить по знаку с перечёркнутыми купальником и плавками. Устраивают соревнования на лучшие фигуры и замки из песка, проводят пляжные игры, боди-арт, пикники.
Этот день популярен в США, Новой Зеландии, Канаде, некоторых государствах Европы. А вот в России — не очень. Хотя по большому счёту ничего зазорного в этом нет.
Основателем натуризма считают французского учёного Элизе Реклю, сумевшего обоснованно доказать теорию, согласно которой нагота является благом для людей. Его идеологию поддержал и продолжил распространять немец Генрих Пудор. Постепенно начали появляться нудистские сообщества, в которых шла активная пропаганда занятий спортом, отказа от вредных привычек, распития спиртных напитков, табакокурения.
А в России последователем этого направления стал, кто бы вы думали? Максимилиан Волошин, написавший две книги, раскрывающие суть идеологии, и приложивший усилия к рождению первых нудистских пляжей в Крыму. Так что к нам этот праздник имеет самое непосредственное отношение!
День без купальника — прежде всего для юных, спортивных и хорошо сложенных людей. Это моё мнение. Можете обвинять меня в дискриминации, но люди в возрасте, несущие на животе и бёдрах груз дурных привычек и греха чревоугодия, — зрелище не самое приятное. Конечно, никто не может им запретить радоваться солнцу, морю и плюхаться в воду голышом, это действительно очень приятно, но лучше это делать на диких пляжах, а не благоустроенных и открытых нудистских, которых в Крыму немало. Кстати, самая забавная вещь на них — раздевалки, а ещё — торговые точки с пивом, в очередь к которым стоят упитанные мужчины с пивными брюшками без штанов и с ровным загаром по всему телу.
Красивое обнажённое тело — Сродни произведению искусства
Вспоминается один случай. Как-то, ещё будучи юной барышней, я отдыхала в Коктебеле. И решили мы с друзьями встретить рассвет на Карадаге. Встали, едва забрезжил серый рассвет, и отправились в поход. Зрелище восхода солнца из-за голубоватых гор, тающих в дымке и исчезающих в морской глади, было непередаваемым. Тогда я впервые «держала» солнышко на ладони, позируя перед объективом фотоаппарата, и так же в первый раз искупалась нагишом, что оказалось гораздо приятнее, чем в купальнике. А когда мы поднимались по тропе на Карадаг, навстречу нам спускался… древнегреческий бог! Конечно же, это был человек, стройный и загорелый, средних лет, с длинными волосами. На голове его был венок из горных цветов и трав. И это всё, что на нём было. Никакой одежды. Освещённый утренними лучами, он был удивительно красив. Ступал легко и плавно, словно летел над тропой. Эдакий романтический дух Коктебеля! Прошёл мимо нас и скрылся в зелени деревьев, навсегда врезавшись в память. Среди леса он был органичным, как часть природы, оживляя собой пейзаж.
Так что одна и та же тема обнажённого человеческого тела может звучать очень по-разному.
Невольно переношусь во времена, когда училась в Крымском художественном училище. Весь четвёртый курс на занятиях по рисунку и живописи мы рисовали углём и карандашом и писали маслом обнажённую натуру. Для нас она была тем же натюрмортом, который, правда, быстро уставал стоять в одной позе, колыхался, почёсывался, вертелся и заворачивался в драпировку на переменах. Чтобы модель не мёрзла, вокруг неё стояли обогреватели, а на двери кнопками было приколото объявление «Не входить! Обнажённая натура!». И никому в голову не приходило понять это как-то неправильно. Зато ребята из соседней школы, пока училище не обнесли забором, лезли на окна — поглазеть, как художники «голую тётку рисуют».
Художник и обнажённая модель — многовековая творческая связь, вершиной достижений которой стали, пожалуй, работы Микеланджело и Рафаэля. Посмотрев только на роспись Сикстинской капеллы в Ватикане, понимаешь, что изображение человеческого тела может превратиться в высокое искусство, в том числе связанное с культовыми зданиями и религиозной тематикой.
Заметьте, как высоко мы взлетели, «оттолкнувшись» от банального Дня без купальника. Ведь отношение к тому или иному предмету или событию всегда зависит от уровня культуры. Главное — не «заземлять» тему, находя в любой из них возможность поговорить о прекрасном.
Светлана ЕФРЕМОВА