Зяблик (Fringílla coelebs), в наших краях это самая распространённая птица из семейства вьюрковых!
Весной московские парки звенят от их характерных песен, с которых начинают учить птичьи языки все начинающие орнитологи.
Когда-то, любители певчих птиц, заводили зябликов в качестве домашнего "музыкального центра" наравне с канарейками. В 1882 году английский издатель Сэмюэл Орчарт Бетон издал руководство по уходу за птицами в клетке и включил в себя рекомендацию:
«Родителям и опекунам, желающим избавить своего мальчика от замкнутости и угрюмости, настоятельно советую купить ему зяблика!»
В конце 19-го века, зяблики стали настолько популярны, что даже исчезли из парков Лондона, поскольку были полностью выловлены, и лишь закон запрещающий ловлю диких птиц позволил их численности восстановиться. В России, зябликов (наравне с другими певчими птицами) тоже любили зимой держать в домах, выпуская на волю на праздник Благовещения. Однако, для самих птиц это обычно ничем хорошим не кончалось: отвыкнув от самостоятельной добычи корма, с ослабленными в тесных клетках крыльями, большая часть выпущенных птиц обычно погибала...
Cамцы и самки зябликов весьма существенно отличаются друг от друга. И если кормление птенцов птицы производят совместно, то строительство гнезда и высиживание птенцов самка полностью берёт на себя, пока её муж с героическими песнями защищает рубежи кормового участка (вдруг война, а он - уставший?)
За лето, семья зябликов успевает вывести до двух выводков птенцов, причём каждый раз самочка строит новое гнездо.
Кстати, в разных регионах, зяблики поют немного разные песни, так сказать - говорят на разных "языках"! У каждого зяблика есть репертуар, примерно из 10 песен, которые он поёт по очереди. Перед дождём - песни зябликов сводятся к характерному "Рю-рю-рю-рю-рю-рю!", что даже можно использовать для краткосрочного предсказания погоды! 🙂
По этому поводу Виталий Бианки даже свою теорию происхождения русского названия птицы выдвинул:
"Давно я дознавался: почему зябликов зябликами зовут?
Ну славка-черноголовка — понятно: у самчика беретик чёрный на голове.
Зарянка — тоже ясно: поёт всегда на заре и нагрудничек у неё цвета зари.
Овсянка — тоже: на дорогах всю зиму овёс подбирает.
А вот почему зяблик — зяблик?
Зяблики ведь совсем не зяблики. Весной прилетают как только снег сойдёт, осенью часто до нового снега задерживаются. А бывает, кое-где и зимуют, если корм есть.
И всё-таки назвали вот зяблика зябликом!
Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.
Шёл я по лесной тропинке, слышу — зяблик гремит! Здорово поёт: головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат — будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет: «витт - ти-ти-ти, ви-чу!» Даже хвостик трясётся!
И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «тр-р-р-р-рю, тр-р-р-рю!» Будто у него от холода «зуб на зуб» не попадает, этаким дрожащим голоском: «тр-рю-ю!»
Кто такого увидит, сразу подумает: «Ишь зяблик какой! Чуть солнце за тучку, а он уже и нахохлился, задрожал!»
Вот почему зяблик стал зябликом!
У всех у них такая повадка: солнце за тучу — зяблики за своё «трю».
И ведь не от холода: зимой-то и похолоднее бывает.
Разные на этот счёт есть догадки. Кто говорит — у гнезда беспокоится, кто — перед дождём так кричит. А по-моему, недоволен он, что солнце спряталось. Скучно ему без солнца. Не поётся! Вот он и брюзжит.
Впрочем, может, и я ошибаюсь. Разузнайте-ка лучше сами. Не всё же вам готовенькое в рот класть!"