Найти тему

Что такое космическая опера? Характерные особенности жанра

«В наше время стало привычным, что в обиход вводятся новые словечки; мы тоже можем одно такое предложить. Если вестерн называют «конской оперой», слезогонный сериал для домохозяек — «мыльной оперой», то халтурную жвачку про космолёты и спасателей миров можно смело назвать «космической оперой»

Уилсон Такер, американский литературный критик, 1940 г.

Номер журнала, в котором начал печататься «Космический жаворонок» Элмера «Дока» Смита.
Номер журнала, в котором начал печататься «Космический жаворонок» Элмера «Дока» Смита.

Самые первые космооперы, к которым обычно относят и приключенческие романы Эдгара Райса Бэрроуза о марсианских похождениях Джона Картера, отличались небольшим масштабом — писателям того времени для эпического повествования хватало всего пары планет (Земли и Марса). Но в 1928 году ещё один знаменитый американский писатель, Элмер «Док» Смит, отправил своих героев на звездолёте «Жаворонок» за пределы Солнечной системы. После этого авторы космоопер уже не стеснялись оперировать масштабами целой Галактики. Пример подал тот же Смит, с 1934 по 47 год написавший 13 романов о приключениях «Ленсманов», которые и стали образцом космооперного жанра.

Русское издание классики космооперы.
Русское издание классики космооперы.

Чтобы получить полное представление о жанре, вполне достаточно прочитать аннотацию к серии книг «Сага о Ленсманах»: «Это история миллионолетнего противостояния двух древних и могучих рас: злобных и жестоких эддориан, которые пытаются создать гигантскую империю в космосе, и обитателей Арризии, мудрых покровителей молодых цивилизаций, нарождающихся в галактике. Со временем в эту схватку вступит и Земля с ее могучим космическим флотом и Галактическим Патрулем Ленсманов». Самыми характерными особенностями космооперы являются:

  • Гигантомания. Обычно действие разворачивается на галактических просторах, а история космооперного мира исчисляется тысячами, а то и миллионами лет.
  • За всё это время отсутствует сколько-нибудь заметный технический и тем более социальный прогресс. Это правило иногда нарушается в мелочах, но чаще всего в космооперах какое-нибудь «оружие легендарных предков» оказывается мощнее, чем самое современное на момент действия.
  • Перемещения в пространстве, как правило, происходят мгновенно или же за небольшое время, что делает происходящее похожим на обычные морские сражения. Огромные космические расстояния в космооперах значения не имеют.
  • Футуристическая техника может сочетаться с самым архаичным социумом, как правило, феодальным. Но зачастую это относится лишь к антуражу. Люди и инопланетяне любого века в космооперах думают и говорят как наши современники, автор не пытается смоделировать мышление представителя заведомо иного общества и культуры.
Этот роман Гамильтона был написан в 1947 г.
Этот роман Гамильтона был написан в 1947 г.

Как появилась космоопера? Она выделилась из авантюрной фантастики. Образцом космооперы стал роман Гамильтона «Звёздные короли», посвящённый приключениям простого парня из нашего времени, оказавшегося в теле принца галактической империи далёкого будущего. Иногда к космоопере критики относят и такие серьёзные научно-фантастические циклы, как «Основание» А. Азимова и «Дюна» Ф. Герберта. Встречаются и промежуточные случаи — в цикле о приключениях Майлза Форкосигана авторства Лоис Макмастер Буджолд явным образом использован космооперный шаблон, но при этом они остаются образцом вполне добротной научной фантастики.

Ковбои в космосе. Кадр из сериала «Светлячок», 2002 г.
Ковбои в космосе. Кадр из сериала «Светлячок», 2002 г.

Ковбои в космосе. Кадр из сериала «Светлячок», 2002 г.

Космоопера делится на несколько поджанров:

  • Космический вестерн. Он представлен и в кинематографе, типичным примером является сериал «Светлячок» (Firefly).
  • Планетарный романс. Действие происходит на какой-нибудь одной планете и эта планета — не Земля. Классическим примером данного направления является трилогия Ли Бреккет «Сага о Скейте».
  • Космопанк. Сравнительно новый жанр, в нём вовсю используются генная инженерия, искусственный интеллект и необычные социальные структуры, что является редкостью для классической космооперы. Ярким примером этого направления является цикл романов Саймона Грина «Искатель смерти».
  • Звёздные короли. Обычные феодальные разборки, перенесённые на просторы Галактики. Жанр назван по названию книги давшей начало жанру — «Звёздные короли» Эдмонда Гамильтона. В этом поджанре стоит также отметить трилогию отечественного автора Сергея Лукьяненко «Лорд.с планеты Земля».
  • Галактическая империя. Попытка более-менее серьёзно смоделировать социальную систему, население которой разбросано по множеству миров. Сюда можно отнести как азимовское «Основание», так и вселенную «Вархаммера 40 000».
Постер первого фильма, 1977 г.
Постер первого фильма, 1977 г.

Второе дыхание космоопера обрела после появления киноэпопеи «Звёздные войны». Джордж Лукас прямо заявил зрителям: «Господа, я прекрасно осведомлен о том, что в вакууме не слышно взрывов и выстрелов». Разумеется, во всех его фильмах астероиды, звездолёты и целые планеты взрываются с грохотом, а лазерные лучи, даже в пустоте, издают характерные звуки. Ибо в жанре космооперы иначе не бывает.

Героям космооперы всегда противостоят злодеи космического масштаба.
Героям космооперы всегда противостоят злодеи космического масштаба.

С самого первого фильма («Эпизод IV: Новая надежда») в сюжете активно использовались заимствования из мифологии. В мире «Звёздных войн» огромное значение имеет мистическая Сила, которой владеют рыцари-джедаи и их враги — ситхи. Можно сказать, что в фильмах Лукаса и его продолжателей произошло окончательное объединение космооперы с жанром фэнтези. Теперь космооперу можно с полным основанием называть жанром «меча и звездолёта».