Сегодня с утра по телевизору поздравляют Алексея Рыбникова. Прекрасному композитору, великолепному мелодисту, чуткому творцу сегодня исполнилось 75 лет. Сам он, не смущаясь, называет себя советским композитором, помнит, что творил в советское время, писал музыку для советского кино. Поэтому в заголовке я так смело назвала его товарищем. Без сарказма, без издёвки, без иронии. Какие же светлые, лиричные, пронзительные произведения создал он в то время… Для таких, как я, советских детей.
Для кого-то он в первую очередь автор бессмертной рок-оперы «Юнона и Авось». Может быть, кто-то не знает, но Алексей Рыбников – автор трёх рок-опер. Ещё две – это «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Война и мир». Последняя написана уже в ХХI веке.
Но, разумеется, автор имеет огромные заслуги не только перед театром, но и перед кино. Качество музыкального материала, созданного Рыбниковым, позволяет назвать его не просто сочинителем музыки, а соавтором фильмов, так полюбившимся и детям, и взрослым. Вспомните нежную мелодию из фильма «Вам и не снилось…», музыку из «Тот самый Мюнхгаузен», наполнявшую паузы, которые великолепно держал Янковский, особым смыслом. А какие бы жизненные идеалы у нас, советских детей, были, если бы мы не распевали песни, запомнившиеся после удивительно весёлых и музыкальных фильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку»?
Я вот, и повзрослев, не перестала их петь. Ну, как петь... Я ж не певица. Вот варю я манную кашу, и, помешивая, что-то бурчу себе под нос. И потом осознаю, что напеваю хорошо знакомые строчки: «А далеко, далеко кто-то пролил молоко, и получилась млечная дорога...». Или чищу ванну и понимаю, что сама себе помогаю бодрой мелодией: «А-а-а-а в Африке реки вот такой ширины! А-а-а-а в Африке горы вот такой вышины!» А когда делаю зарядку, могу для ритма тарабанить: «Бу-парарарарарам – Ра- парарарарарам – Ти -парарарарарам – Но- парарарарарам –Бу-Ра-Ти-Но!»
А если загрущу, то вспомню это: «Для любви не названа цена, лишь только жизнь одна, жизнь одна, жизнь одна…»
Больше двадцати лет в Москве работает Театр Алексея Рыбникова. Именно в его исполнении я видела «Юнону и Авось» вживую. Они приезжали со спектаклем в наш город. Тот хрестоматийный ленкомовский вариант с Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной, конечно, смотрела только по телевизору. Я не знаю, как сравнивать. Суть спектакля, суть музыки не меняется от смены постановщика и артиста. По крайней мере, не в этом случае. А главное, у Мастера есть свой театр – он этого, бесспорно, достоин.