Найти тему

8 дел при подготовке к интервью или Собеседование с бесом.

Фото Лазаревской В.
Фото Лазаревской В.

Я работаю с 14 лет и опыт собеседований у меня довольно обширный. Не сказать, что эти интервью – процесс, доставляющий экстаз, но пройти его придется, ведь нам просто нужны деньги.

Здесь не будет вечных советов о том, что нужно выспаться, быть в хорошем настроении…Каждый и всякий знает, что оставить о себе приятное впечатление важно всегда, как бы вам не было глубоко плевать на эту работу. Но это ещё не всё.

Фото Лазаревской В.
Фото Лазаревской В.

Что собственно вам нужно сделать?

1) Зайдите на сайт компании, на страницу в соц.сетях – это настоящий «кладезь» информации. Ознакомьтесь (хотя бы вскользь) с историей компании, давно ли работает, большой ли штат – по моему опыту, чем крупнее и дольше на рынке компания, тем больше «заумных» инструкций у вас будет, тем жестче будут правила. Посмотрите перечень услуг, цены, тарифы – чем дешевле услуги, тем больше охват целевой аудитории. На главной странице вы увидите довольные лица сотрудников, но не обращайте внимание на эти «постановки», посмотрите средний возраст сотрудников, их пол (ой, у нас же нет дискриминации!). Плюс к этому почти в любой компании есть девиз и миссия, что дает понять уровень корпоративной этики. Чем больше всяких призывов и миссий, тем больше вам придется «вживаться в коллектив». Знаю, что многим из нас такое «внедрение» не по душе, когда не разделяешь целей компании и коллективный дух не тянет вообще (это всё мы – интроверты).

2) Почитайте отзывы в интернете. Мне периодически попадались компании, которые можно отсечь сразу после первого захода в интернет. Один негативный отзыв – не приговор, но если их много, или если телефон компании встречается где-то в странных объявлениях – то скорее всего, это однодневка и всем знакомое слово «лохотрон».

3) Подготовьте список вопросов. Я всегда спрашиваю из каких частей складывается зарплата: в одной компании – это только оклад, в других – оклад плюс % от продаж, где-то только % от сделки (смешной вариант, но такие тоже встречаются), где-то – готовы работать за еду (не путать с предыдущим вариантом). Спросите, готова ли организация заключить договор. Кстати, не обязательно трудовой, можно и договор ГПХ, важно, чтобы у вас был хоть какой-то документ, как связующее звено между вами и компанией. И помните, что по договору ГПХ компания так же платит за вас налоги, а соответственно, ни о каком «встать на учет на бирже труда и получать и там, и там» речи быть не может. Либо вам влепят статью за мошенничество. Кроме того, спросите про график работы (и перерывы на отдых) и самое главное, есть ли в компании штрафы. Это очень болезненный пунктик, потому что они всегда неожиданны и начисляют их в крупном размере. Где-то могут штрафануть за то, что «прогулял» или «нагрубил клиенту», а где-то и вовсе за небольшое опоздание, дабы мотивировать сотрудников соблюдать дисциплину. У меня было как-то интервью в фотосалоне, где за опоздание на 5 минут снимали 500 рублей, за 15 минут – 1500. Поэтому о таких вещах нужно узнавать сразу и «на берегу». Разумеется, чтобы занести в черный список и обходить стороной.

4) Подготовьте список ответов на часто задаваемые вопросы работодателя, чтобы не шаркать глазами по углам и не теряться, когда вас спросят в открытую: "Сколько вы получали на прошлой работе?". Если такой вопрос возникает, я обычно говорю, что подписывала документ о неразглашении – и ведь это даже не отмазка. Во многих компаниях действительно есть такие доки. Да и вы всегда можете задать встречный вопрос: «А сколько вы платили прошлому сотруднику?». Но аккуратно и без ухмылки. Будьте готовы, что вас начнут проверять на «стрессоустойчивость»: давить одним и тем же вопросом, пока не ответите – здесь лучше стоять на своем или пошутить мол «пару минут назад, кажется, был такой вопрос». Допустимо, если вас спрашивают, состоите ли вы в браке. Если начинают "лезть в душу", не надо лебезить, смотреть в пол и заикаться, скажите спокойно: "Я воздержусь от ответа". Не раскрывайте свои слабые стороны, не давайте повод для сплетен. Еще меня как-то спросили: «Что вы будете делать, если ваш начальник попросит весь коллектив побриться налысо и носить зеленые юбки?» - «Предложу ему возглавить этот хор, потому что у него всегда должен быть предводитель». После этого мне почему-то не перезвонили.

5) Запишитесь еще на 3-5 собеседований, для того, чтобы не хвататься за первое попавшееся (и скорее всего не лучшее) предложение. Опять же многие эйчары любят спрашивать, рассматриваете ли вы вакансии в других компаниях. Всегда смело говорите, что да. Конкуренция должна царить не только в среде работников. Никогда не упоминайте названия этих компаний, опирайтесь на расплывчатые формулировки вроде «Я прошел собеседование в компаниях схожей сферы» или переведите тему «Жду ответа еще от двух компаний, но, если честно, ваша компания мне больше по душе». Это звучит приятно, но не бьет в лоб откровенной лестью. И после этого не забудьте спросить, через сколько дней вам дадут обратную связь. Опять же уповая на то, что ждете ответ от других. Экономьте себе время.

6) Узнайте, есть ли в компании несколько схожих вакансий. Если условия вам понравятся, вы можете сказать, что претендуете сразу на несколько, тем самым убивая двух зайцев. И не надо проходить повторные собеседования, эйчар просто передаст вашу анкету в другой отдел.

7) «Просканируйте» в соц.сетях и инстаграмме того персонажа, который будет проводить с вами интервью. Во-первых, зная о его слабостях и увлечениях, вы легко в разговоре сможете ввернуть нужную фразу, которая запомниться и будет служить «плюсом» (но не сработает, если вы «дуб дубом» в работе. Хотя…) Не надо рассыпаться в комплиментах и упоминать какие-то очень личные вещи, например, любимое словечко, которое употребляет эйчар в личной жизни (например, вы видели его посты или услышали в сторис). Возьмите что-то из разряда любимых увлечений или цитат знаменитостей. Но нужно подать это ненавязчиво, с улыбкой и слегка перефразируя, чтобы вас невозможно было «поймать». Во-вторых, когда вы увидите фото интервьюерши без косметики, или грустный пост эйчара о разводе с женой - вы тут же поймете, что этот серьёзный напыщенный специалист, который, как вы считаете, решает сейчас вашу судьбу – обычный человек, иногда вызывающий смех, а то и снисхождение. Градус вашего напряжения снизится мгновенно.

8. Скажите себе, что это не последний шанс устроить свою жизнь и добиться успеха. Если вас примут, да, это будет новый виток, если не позвонят – скажите себе «не сошлись звезды», ведь вы уже сделали не мало. Убедите, себя что это просто жизненный опыт. Как говорится, не знаешь как думать – думай, как приятней.

Фото Лазаревской В.
Фото Лазаревской В.

Мы живем в такое время, когда нас «нанимают» на работу, а не мы «устраиваемся работать». Это кризис дал нам понять, насколько мы зависимы. Мы сами были свидетелями того, как повинуясь желанию сэкономить, тысячи компании просто "вышвырнули" людей на улицу без тени смущения. Нам давно пора менять сферу труда. Итальянские забастовки и митинги – это только начало. И верное ведь начало. Будем защищать свои права, которые положены по закону. И я желаю каждому «Возьми своё!»